Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Страна Восходящей Луны — Ёсивара

Ёсивара — в прошлом главный лицензированный «квартал красных фонарей» (или яп. — юкаку («квартал удовольствий»)) в Эдо  (прим. ныне Токио) и самый крупный в Японии эпохи Токугава (после него шли Симабара в Кёто и Фуруити в Исэ).

Неудивительно, что он был центром и субъектом поп-культуры — было создано множество укиё-э запечатлевших жизнь квартала,

Укиё-э «Цветущая Новая Ёсивара (Син-Ёсивара)», автор — Нобукадзу Ёсай

 

Автор укиё-э — Кикугава Эйдзан

 

сюжет многих пьес кабуки и романов разворачивается в Ёсиваре, вдобавок, было опубликовано немало иллюстрированных путеводителей по кварталу.

 

Отрывок из путеводителя Хисикавы Моронобу

Мода куртизанок оказала сильное влияние на женскую моду как в Эдо, так и по всей Японии эпохи Токугава.

В то время как некоторые исследователи в своих работах справедливо акцентируют внимание на подневольной и тягостной природе работы и жизни в Ёсиваре для проданных туда женщин, другие, также справедливо, отмечают утонченность и культурную жизнь Ёсивары, выходящую за рамки простой торговли сексом.

«В начале своего существования Ёсивара, по большей части, была местом для развлечения и общения, секс же был лишь вторичным аспектом бизнеса» — утверждает  Сесилия Сэгава Сейгл (Cecilia Segawa Seigle),

Другой исследователь Эдвард Сейденстикер (Edward Seidensticker) даже сравнил вечер проведенный в Ёсиваре с полуденным чаем.


ИСТОРИЯ

Ёсивара возникла в 1617 году, когда Сёдзи Дзин’уэмон получил лицензию сёгуната на консолидацию всех борделей Эдо в одном месте — районе Ёсивара. В 1605 г. он уже подавал прошение на создание гильдии борделей, однако получил отказ сёгуната. В 1612 г. он вернулся с новым предложением. Аргументируя тем, что неконтролируемая проституция в городе создает опасный соблазн для девушек из «хороших» семей, молодых людей отвлекает от работы и вынуждает просаживать деньги в борделях, а самураям-заговорщикам предоставляет возможность планировать восстания в частных покоях куртизанок.

Дзин’уэмон пообещал разом решить все названные социальные проблемы, если ему позволят взять монополию по управлению всеми борделями города в свои руки — сёгунат бы ограничил всю проституцию одним кварталом удовольствий, которым заправляли бы Дзин’уэмон с сотоварищами, обещавшие, помимо прочего, надежно вести учет посетителей и сообщать властям о любой подозрительной активности.

Квартал был стремительно построен в течение последующего года и открылся в 1618. Место изначально называлось Асихара (芦原, «тростниковое поле»), что является фонетическим омонимом для «поле несчастья/зла» (悪し原), Дзин’уэмон переименовал его в «поле добра/удачи» (吉原) Ёсихара, или Ёсивара. Со временем у квартала появились и другие эвфемистические варианты названия, такие как ГэппонСтрана восходящей луны«, по аналогии с названием Японии — «Ниппон» — «Страна восходящего солнца»), Караюкаи («Мир цветов и  ив») и Фуядзё («Замок не знающий ночи»).

Одна из сюжетных арок популярного фантастико-псевдоисторического комедийно-драматического манга-анимэ сериала «Гинтама» называется «Ёсивара в огне».  Ёсивара Гинтамы находится в скрытом городе под фантастическим нео-Эдо, таким образом являясь «городом вечной ночи».  По замыслу автора сам сёгун тайком бегал в квартал на свидание с тайю.

 

Бордели и чайные домики были организованы вдоль четырех улиц на площади в  20 акров (прим. переводчика: опечатка?), окруженной высокой оштукатуренной стеной с одним единственным входом-выходом — Ёсивара О-мон («Великие Врата Ёсивары»).

Укиё-э Окумуры Масанобу «Великие Врата и Накано-тё»

 

У ворот был размещен указатель, который сообщал посетителям о монополии квартала и предупреждал о том, что лишь врачеватели могут попасть внутрь верхом на лошади или в паланкине, а также о том, что пронос длинных мечей и копий строго запрещен.

Великие Врата Ёсивары в 1740-х годах

 

К 1626 г. единственными конкурентами Ёсивары оставались владельцы борделей из Суми-тё, перемещенных в Ёсивару, но нелегально продолжавшие промышлять проституцией на прежнем месте. В это время контракты куртизанок не превышали 10 лет, однако они могли быть затем продлены на намного большие периоды.

Типовой контракт образца 1800 г. подписывал отец девушки, либо законный попечитель, сразу получавший полную сумму взамен на ее долговое рабство в течение определенного периода времени (например, 25 рё на 5 лет). Контракт гарантировал, что девушка не христианка и приписана к буддистскому храму. Среди прочих условий прописывалась ответственность семьи девушки за любые возможные издержки и вред, который может получить девушка (таким образом заранее  предъявлялись жесткие требования к её поведению), а также, что в случае смерти девушки бордель может похоронить её по своему усмотрению (без вмешательства семьи). В случае если родители\попечители умрут до окончания срока контракта, бордель волен перепродать девушку, либо выдать её замуж. Также прописывалось условие, согласно которому, девушку можно было продать любому без уведомления ее семьи/попечителя, в случае если её контракт хотят выкупить для того, чтобы она никогда больше не занималась проституцией.

В течение первых десятилетий после основания Ёсивары, как и во многих других сферах эпохи Токугава, сёгунат предпринимал постепенные попытки взять под контроль деятельность квартала. Некоторые из них были успешны и превратились в правила, другие попросту игнорировались, либо не продержались долго. Примером последних может служить эдикт 1640 года о запрещении работы квартала в ночное время. Примером первых — эдикт, выпущенный годом позднее, запрещавший женщинам из Ёсивары покидать квартал (кроме особенных случаев, по специальному разрешению).

Многие из этих правил были перенесены в Новую Ёсивару, отстроенную дальше от города, к юго-востоку от Асакусы, прямо перед Великим пожаром Мэйрэки в 1657 году, который уничтожил большую часть Эдо. Квартал оставался на новом месте вплоть до конца периода Эдо, со временем Новую Ёсивару (Син-Ёсивара), стали называть просто Ёсиварой, а старое место — «бывшей Ёсиварой» (Мото-Ёсивара).

Модель изолированного, обнесенного стеной квартала была в дальнейшем использована в Симабара в Кёто, Синмати в Осаке, Маруяма в Нагасаки, а также в кварталах удовольствий провинциальных городов таких как Канадзава, Симоносэки, Фукуока.

Одна из европейских карт Ёсивары XIX века

 

Несмотря на свой маргинальный статус Ёсиваре удалось получить некоторую степень политической автономии и даже иногда оказывать давление на сёгунат. В 1665 г. управители Ёсивары принудили сёгунат закрыть большую часть конкурирующих заведений, находящихся за пределами квартала. Власти закрыли 200 так называемых банных домов и арестовали более 600 девушек, работавших там, практически положив тем самым конец феномену «юна» («банщиц»), многие из которых перебрались в Ёсивара, став работать  там служанками в чайных домах.

В тоже время вплоть до 1740 г. Квартал служил сёгунату в качестве места где за  отдельные виды преступлений отбывали наказание женщины. Данные виды наказаний были систематизированы с выходом Кудзиката осадамэгаки (Стандартизированного свода наказаний) в 1742 г. проститутки без лицензии теперь приговаривались к трем годам работы в Ёсиваре.

Итак, Ёсивара была единственным лицензированным кварталом удовольствий в Эдо и власти пытались контролировать проституцию и прочую социально опасную деятельность, легализировав и территориально ограничив их этим местом.

С 1660 года держатели борделей Ёсивары были наделены правами проводить рейды по выявлению и пресечению незаконной проституции за пределами квартала. Однако на самом деле, владельцы борделей Ёсивары были, конечно, тесно связаны со своими коллегами за пределами квартала и, соответственно, действовали сугубо в общих интересах. В конце периода Эдо владельцы Ёсивары поспособствовали воссозданию квартала удовольствий в Фукагаве, рассматривая это не как помощь конкурентам, а как возможность для расширения бизнеса. 

Ёсивара стремительно разрасталась — от 550 девушек в 1661 году, сразу после пожара Мэйрэки, до более чем 2700 в 1689 г. (второй год Гэнроку). В последующие годы этот показатель практически не менялся вплоть до 1770-х годов, лишь немного упав до 2200-2400 в последующую сотню лет, после чего снова стал стремительно расти. Примерно в это время крупнейшие бордели квартала располагали 40-50 куртизанками (плюс прислужницы, повара и т.д). В 1880 г. квартал мог похвастать 5500 девушками, это число выросло до 5800 в 1830-х и достигло пикового значения 7144 в 1840-х, включая, по грубым расчетам, 1000 мэсимори-онна (прислужниц) в гостиницах и некоторое число проституток работающих  в нелицензированных кварталах.

Время от времени сёгунат проводил в Эдо облавы на нелегальную проституцию за пределами Ёсивары. В 1842 г. более 4000 проституток были арестованы и просто перемещены в Ёсивару, рецидив, однако, предусматривал более суровое наказание. Например, в 1639 г. 11 владельцев банных домов были распяты у ворот квартала, в наказание за незаконную деятельность за его пределами.

К XIX веку, однако, проституция вполне укрепилась и за пределами Ёсивары, благодаря попустительству или даже поддержке властей. Таким образом, различия между «нелегальной» и «легальной» проституцией размывались, к девушкам Ёсивары ассоциировавшимися с гостиницами или чайными домами власти относились терпимо, арестовывая тех у кого не было контракта.

Но Ёсивара была не только центром проституции и сопутствующей деятельности, но также и творческим центром Эдо. В то время как большинство писателей, художников, издателей и им подобных селились в коммерческих кварталах, находящихся недалеко от центра города, некоторые жили в Ёсиваре, либо в непосредственной близости от квартала, используя данное место как источник вдохновения, а его жильцов и посетителей в качестве покровителей.

Например, Цутая Дзюдзабуро, наверное, самый известный в наше время издатель периода Эдо был рожден и вырос в стенах квартала (прим. переводчика: Цутая известен как открыватель талантов таких монстров укиё-э, как  Тосюкай Сяраку, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Дзиппэнся Икку и Кёкутэй Бакин).

Данная гравюра, является, наверное, одним из символов Японии. На самом деле это лишь один из нескольких подобных портретов актеров кабуки  работы Тосюсая Сяраку, напечатанных типографией Цутая Дзюдзабуро (Сяраку печатался исключительно у Дзюдзабуро). Изображен  Отани Онидзи III в роли слуги Энобэя.

 

Укиё-э Китагавы Утамаро «Три красавицы современности» из цикла «Картины с прекрасными женщинами», напечатанного Цутая Дзюдзабуро.

 

Будучи сыном владельца борделя Дзюдзабуро был усыновлен владельцем чайного дома. Повзрослев он 10 лет (1773-1783 г.г.) держал магазин, расположенный прямо у ворот Ёсивары, после чего перебрался в Ториабура-тё, где располагалось большинство других издателей.

Также Цутая печатал эксклюзивный путеводитель по Ёсиваре «Ёсивара Сайкэн» (1740 г.)

 

Автор (прим.: стихов и рассказов, укиё-э о Ёсиваре) Санто Кёдэн (также известный как Китао Масанобу, 1761-1816 г.г.) также прожил большую часть жизни в квартале, держа там табачный магазин, на протяжении жизни он дважды женился на синдзо.

Укиё-э Китао Масанобу «Куртизанки Ёсивары: Новые красавицы в зеркале своей каллиграфии»(1784 г.)

 

Примечательно также использование метафор для передачи щекотливой природы Ёсивары как ограниченного пространства или альтернативного мира — как минимум на одной из карт квартала, он называется «Гэппон» (Страна Восходящей Луны), в качестве пародии на название (остальной) Японии — Ниппон (Страна Восходящего Солнца). Исследователь Тимон Скрич (Timon Screech) также пишет о символическом или метафорическом значении различных ориентиров расположенных вдоль реки, ведущей в квартал, как частей воображаемого путешествия из «ада» (повседневной жизни) в «рай» (Ёсивару).

Не смотря на то, что Ёсивара занимала видное место в общественном сознании на протяжении всего периода своего существования, квартал, возможно, был на своем культурном пике лишь небольшой отрезок времени в середине XVIII века.  В 1741 г. была посажена знаменитая сакура в Накано-тё (главная улица квартала), в надежде что она поможет привлечь туристов во время ханами (фестиваля любования цветением сакуры).

 

Работа Утагавы Хиросигэ «Цветение вишни в Накано-тё, Ёсивара» из цикла «Знаменитые места Эдо» (1840 г.)

 

Ёсивара, фото, предположительно,  начала XX века

 

К 1760 г. квартал уже начал сокращаться; в 1761 г., последняя тайю (куртизанка высшего ранга) Ёсивары вышла на пенсию и впервые синдзо было разрешено вступать в сексуальные отношения с клиентами. После чего в Ёсиваре был установлен новый порядок — куртизанками высшего ранга стали ойран (прим. переводчика: не совсем понято, что имеется ввиду, так как ойран могли называть куртизанок всех уровней иерархии, кроме тайю), а стоящие на нижних ступенях иерархии прислужницы чайных домов — сантя, были повышены до куртизанок среднего уровня — тюсан.

Ёсивара неоднократно сгорала, в том числе, в 1644, 1676, 1768, 1771, 1784, 1786, 1787, 1812, 1816, 1824, 1845, 1860, 1862 и 1866 г., что привело к 18 временным переносам квартала на протяжении периода Эдо. Квартал все время отстраивали заново, правда, вплоть до 1958 года, когда он был упразднен и разобран.

Топонимы Нихон-цуцуми и Ёсивара О-мон («Великие Врата Ёсивары») сохранились и по сей день, но за ними лишь пересаженный микаэри-янаги и несколько указателей — в наши дни от старого квартала мало что осталось.

 

Великие Врата Ёсивары (Ёсивара О-Мон) фото, предположительно, начала XX века

 

Место где находились Великие Врата Ёсивары. Фото сделано в сентябре 2006 г. (с) flickriver.com

 

Место расположения Ёсивары сегодня можно найти в Сэндзоку 4-тёмэ (Senzoku 4-chome) в Тайто-ку (Taito-ku),  в 15-20 минутах ходьбы от станции метро Минова (линия Хибия). Расположение Ёсивары на карте современного Токио (красный квадрат), для увеличения кликните по картинке.

 

В 1868 г. шесть других кварталов удовольствий получили лицензии, а в 1875 г. Ёсивара, бордели, чайные дома и проститутки из нескольких других районов перешли под юрисдикцию Токийской городской полиции. К этому времени Ёсивара в большей степени была лишь тенью себя прежней, однако продолжала существовать вплоть до формального закрытия правительством в 1958 году.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как и любой другой район Эдо, Ёсивара управлялась главой и группой старцев (тосиёри). В то время как куртизанки участвовали в культурной жизни города — шествия процессий куртизанок (ойран дотю), особый манерный язык (аринсу котоба); 5000 человек населявших квартал были во многом субъектами тех же иерархических и административных отношений, как и другие горожане Эдо.

Шествие процессии куртизанок было частым зрелищем в квартале, предоставлявшим шанс любому увидеть самых дорогих и эксклюзивных куртизанок в роскошных кимоно с дорогими прическами, элегантно идущих по улице в сопровождении свиты.

Гравюра «Процессия куртизанок» (1899 г.)

 

Фестивальная Процессия куртизанок (Ойран Дотю) в наши дни. Современные тайю и ойран больше не оказывают сексуальные услуги. Источник фото: сайт www.onegai-kaeru.jp

 

Видео с Ойран Дотю наших дней

По мере развития периода Эдо высота каблуков туфель (гэта) куртизанок росла,

а вес кимоно увеличивался, заставляя их, почти хореографически, «ходить восьмеркой», несмотря на то, что это было крайне не просто. Куртизанка могла оступиться и упасть во время шествия процессии,

в этом случае она должна была удалиться в ближайший чайный дом, послать своего слугу домой за новым нарядом, переодеться, оставить в дар чайному дому свой старый наряд и позднее дополнительно заплатить персоналу чайного дома за оказанную помощь.

Для куртизанок, чей дневной доход не был постоянным, отчаянно пытающимся найти средства на себя, оплату услуг синдзо и камуро, лишь одна возможность такого развития событий была постоянным источником переживаний.

Куртизанка, синдзо с зонтом (с XVIII века так стали называть девочек подросткового возраста, учениц куртизанок) и помощницы камуро

 

Блага Ёсивары могли стоить  невероятно дорого. И порой одних лишь денег было недостаточно, необходимы были хорошие связи и репутация.  К моменту культурного пика в 1750 году лишь так называемые цу, то есть посетители, обладающие наивысшей репутацией — знающие в совершенстве этикет Ёсивары могли договориться о встрече с лучшими куртизанками, но даже среди них немногие могли позволить себе это позволить, так как цены за ночь даже с куртизанками среднего уровня были достаточно высоки, потому что служили источником дохода не только для самих куртизанок, но и их свиты — слуг и молодых куртизанок в обучении. Первый визит в среднем стоил 10 рё, включая «чаевые» для накаи и тайкомоти (слуг/помощников). Однако известно несколько случаев, когда очень богатые купцы арендовали на ночь или две весь квартал.

В то время как куртизанки высшего ранга (более известные и крайне популярные) не нуждались в рекламе, куртизанки среднего и низшего ранга часто сидели за зарешеченными окнами в чайных домиках, смотря на улицу. 

 

Гравюра «Ёсивара Ночью: снаружи третьесортного борделя» (1899 г.)

 

Открытка «6 утра — куртизанки в клетке завывают посетителей»

 

Фото, предположительно, начало XX века

 

Часто они сидели так в три ряда с 6 часов утра до 9 вечера. Сидя куртизанки свободно болтали друг с другом, о своих клиентах, назначенных и прошедших встречах.

Добирались до Ёсивары как правило вплавь на быстрых лодках тёки, которые ходили от Адзума-баси в Асакуса.

Отрывок одного из путеводителей по Ёсиваре (1678 г.). Автор — Хисикава Моронобу

 

КОНЕЦ.

PS.: В статье лишь частично освещена сложная иерархия куртизанок, их прислуги и других обитателей Ёсивары (например, тех же гейш, которые, на самом деле, являлись исключительно артистами), возможно, восполню этот пробел в отдельном материале.

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe или в соцсетях: Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+ | LiveJournal | Огромное спасибо!

\(●^ω^●)/

_____

Источник: https://wiki.samurai-archives.com

Перевод: moBstr

 

 

 



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru