Каванабэ Кёсай (1831-99), родился в семье экс-самурая торговца рисом. С шести лет он обучался японской гравюре укиё-э. Позднее художник получил более чем заслуженное прозвище Сютю-гаки («Демон гравюры»). Дело в том, что работы Каванабэ, мягко говоря, удивляют разнообразием сюжетов и изменчивостью манеры исполнения. С одной стороны — прекраснейшие гравюры изображающие животных, с другой стороны — жуткие юрэй и скелеты, чудовищные сцены расправ демонов над людьми, танцы животных-оборотней и гротескные процессии демонов, специфический, зачастую, «сортирный» юмор. Многие гравюры художника выполнены в стиле Кёга («Безумном стиле»).
Творческий секрет Каванабэ состоял, видимо, в его перманентной алкогольной интоксикации — в день творец потреблял около двух литров сакэ. Известно, что художник нападал на собратьев по профессии, а также отбывал наказание за «оскорбительные гравюры» изображавшие наводнивших в то время Японию иностранцев.
Тем не менее, Каванабэ Кёсай вполне заслуженно считается гениальным и одним из лучших художников укиё-э. Ниже приведу примеры некоторых его работ, которые мне понравились, избегая, однако, совсем уж «темной стороны» творчества художника, прошу простить меня за эту субъективность. (кликайте на картинки для увеличения)
«Птицы и цветы», 1881, Токийский национальный музей
«Петух и хорек»
«Богиня милосердия Кандзэон Босатсу»
«Куртизанка из Ада», 1874 г., Художественный музей Спенсера (США)
«Энма, Повелитель Ада (справа, в качестве подставки) и Датсуэба, старуха», 1879-89, Художественный музей Хаясибара
«Мечник Кэнкити Сакакибара блуждает в горах», 1874 г.. Кэнкити Сакакибара (1830 – 1894) — 14-й по счету глава школы владения мечом Дзикисинкагэ. Был личным телохранителем и инструктором предпоследнего сёгуна Токугава. Несмотря на верность сёгуну умудрился спасти принца Китасиракава Ёсихиса и уцелеть в перепетиях гражданской войны Боссин. В двух словах — всю свою жизнь посвятил сохранению традиционных техник владения японским мечом (что было особенно актуально после введения запрета на ношение мечей), заложил основы кэндо.
«Чудесное зеркало японской души», 1874 г., из коллекции И. Голдмана (Лондон)
«Танцующие животные»
«Резвящиеся животные: Нэкомата (кот-демон) и тануки (енотовидная собака)». Мемориальный музей Каванабэ Кёсай
«Бакэнэко» (гигантский кот — демон)
«Мыши учатся»
Из альбома эскизов — Пародия на ритуальную процессию — кот верхом на тыкве и крыса верхом на коте
«Дайкокутэн командует мышами тащущими микоси с редькой». (Дайкокутэн — один из Семи богов удачи, бог богатства и кухни (буквально — помещения кухни в доме), а мыши — его посланцы (непонятно, правда, как мыши приносят богатство или еду?). Микоси — носилки со священным артефактом-жилищем божества)
«Цирк животных»
Из альбома эскизов — Пародия на ритуальную процессию — Животные с музыкальными инструментами танцуют
Из альбома эскизов — Бегущие с едой и фонарями лягушки
Из альбома эскизов — Животные танцуют вокруг барабанщиков — мышки и лягушки
Из альбома эскизов — Воюющие черепахи (нет, не Черепашки-ниндзя)
Из альбома эскизов — Лисье божество в повозке которую тянут коты и демон
Из альбома эскизов — Боги, демоны и фантастические животные
Из альбома эскизов — Животные устроили потешный парад
Из альбома эскизов — Животные — знаки восточного гороскопа и демоны сражаются
Из альбома эскизов — Демон (тэнгу?) верхом на птице кошмарит животных
Из альбома эскизов — Демоны разгоняют мужика на быке, мужчин и женщин
Из альбома эскизов — Рыбы-войны изгоняют осьминога и моллюсков из их владений
Из альбома эскизов — Божество Фудо верхом на кабане изгоняет демонов
«Фестиваль Тэнно» и «Длинношеее чудище» из серии «Тыквы играют»
Из альбома эскизов — Демоницы и танцующие коты
«Ночной парад 100 демонов» (согласно поверью, ежегодно летними ночами по улицам японских городов проходит процессия из сонма ёкаев и они (демонов). Любой попавшийся колонне на её пути умрёт, если только он не защищен рукописными оберегами японских экзорцистов (онмёдзи))
«Занавес Призраков» («Ёкай Хикимаку»). Настоящий театральный занавес для театра Кабуки. Подарен токийскому театру Синтоми-дза известным писателем эпохи Мэйдзи и другом героя статьи — Робун Канагаки. По легенде Каванабэ нарисовал данное полотно для друга всего за 4 часа при этом не переставая пить сакэ. На занавесе изображены известные актеры кабуки того времени в образе призраков, ёкаев.
Из альбома эскизов — Демоны привели жертву на расправу Повелителю Ада (продолжение данной «адской» серии крайне жестокое и кровавое, не буду его приводить)
не знаю названия… «Отец и сын»? «Подчиненный и босс?»
«Ящерица и череп»
«Скелеты танцуют»
«Чертенок и скелет в цилиндре играющий на сямисэне» (подозрительно похож на Слэша из Guns N’ Roses)
«Снежная обезьяна на лозе у водопада» и «Обезьяна с мушмулой на дереве у реки»
«Тигр» и «Орёл взирающий с вершины горы Иваками»
«Ворона ест хурму»
«Дети играют с золотой рыбкой», 1888 г.
«Разгром монгольских пиратов»
«У Парижской оперы в «Странной истории об изгоях» — западной постановке театра кабуки»
Ну и бонус — анимированная версия «Занавеса Призраков» (c) Tsubouchi Memorial Theatre Museum & Toppan Printing:
Спасибо за внимание! Пишите — какая работа понравилась больше всего или правильные названия полотен, если где ошибся.
_____
автор статьи: moBstr