Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Первые японцы в Европе: Невероятное путешествие Хасэкуры Цунэнага

Хасэкура Цунэнага (1571 - 1622)
Хасэкура Цунэнага
(1571 — 1622)

 

Путешествие Хасэкуры Цунэнага (1613-1620 гг.) оставило видный след в японской истории и самым резким образом контрастировало с политикой сёгуната Токугава, жестко контролировавшего внутриполитический климат, внешнюю торговлю и любое влияние остального мира на Японию начала XVII века.

Грандиозная экспедиция 180 японцев началась в 1613 году, когда первой британской колонии в Новом Свете (Джеймстаун) исполнилось лишь семь лет и она отчаянно пыталась закрепиться в Вирджинии.

Дипмиссия Хасэкуры проделала путь из Японии в Европу, пересеча Тихий и Атлантический океаны, и вернулась обратно в 1620 г., в том же году, когда группа из 140 пилигримов, прибывших в Америку из Англии, основала Плимутскую колонию. Это путешествие стало апофеозом японских корабелов и мореплавателей XVII века.

hasekura_journey-map
Путешествие Хасэкуры Цунэнаги и его эмиссаров в Рим — через два океана, минуя Мексику          (города Акапулько и Веракрус) стало первым трансокеанским плаваньем на галеоне, построенном японскими корабелами.

 

Хасэкура Цунэнага был вассалом Датэ Масамунэ, основателя и даймё г. Сэндай (преф. Мияги). Он возглавил первую японскую дипломатическую делегацию, посетившую Мексику и Европу (1613 — 1620 гг.) и стал первым японским дип. представителем побывавшем на американском континенте.

В начале XVII века японские купцы пытались торговать с западом самостоятельно. В июле 1611 г. испанские эмиссары во главе с Себастьяном Вискаино вернули в Японию из Мехико группу японских купцов, отправившихся туда годом ранее вместе с Родриго Виверо-и-Вискано для налаживания торговых отношений. Это вдохновило Датэ Масамунэ отправить своё собственное посольство для установления торговых отношений с Мехико и странами европейского юга. Масамунэ назначил Хасэкуру Цунэнагу, ветерана корейских походов Тоётоми Хидэёси 1592 и 1597 г.г., в качестве главы делегации и своего полномочного представителя.

Датэ Масамунэ — основатель и даймё г. Сэндай (1567 - 1636)
Датэ Масамунэ — основатель и даймё г. Сэндай (1567 — 1636)

 

В начале миссии Хасэкуры, цели и стремления Масамунэ и сёгуната Токугава, очевидно, не совпадали. Датэ был готов вести торговлю с европейцами на взаимовыгодных условиях, в то время как Токугава стремился к тотальному контролю над внешней торговлей и недопущению иностранных интересов в Японию. В добавок, Датэ построил корабли пригодные для трансокеанских экспедиций, то есть, сделал то, что лишь отчасти удалось Токугаве Иэясу с английским мореплавателем Уильямом Адамсом. Для достижения этой цели Себастьяном Вискаино в Японию из Мехико (испанской колонии Вице-королевство Новая Испания) было доставлено около 4,4 тысяч рабочих, а сёгунат выделил плотников-корабелов. В результате, всего за полгода был построен 500-тонный галеон, ставший крупнейшим кораблем такого класса, построенным японцами (прим.: подобные, испанские и португальские, корабли японцы называли нанбан-сэн, т.е. «корабли южных варваров»). До него крупнейшим был корабль построенный под руководством Уильяма Адамса с водоизмещением 120 тонн.

san-juan-bautista
Полномасштабная современная реплика галеона Хасэкуры «Сан-Хуан Батиста» (построена в 1993 году благодаря архивным записям Дома Датэ — чертежи были утеряны, но подробные параметры уцелели) находится в тематическом парке г. Исиномаки (преф. Мияги). Оригинальный галеон был в 1618 г. продан испанцам во время его стоянки на Филиппинах, в дальнейшем использовался ими для защиты владений в Новом Свете от английских пиратов

 

san-juan-bautista-model
А это уже модель

 

В октябре 1613 года Хасэкура во главе делегации из 180 человек отплыл в Акапулько на галеоне,  построенном японскими корабелами под испанским руководством. Корабль был назван «Сан Хуан Батиста» (Святой Иоанн Креститель). Из названия корабля становится очевидной заинтересованность Датэ Масамунэ в христианстве, которая, в дальнейшем, нашла своё отражение в его письме к Папе Римскому, в частности, одна из строк гласила:

«Я предлагаю свои земли в качестве базы для миссионерской работы. Присылайте нам как можно больше священников».

Филип III Испанский (1598-1621) работы Диего Веласкеса
Филип III Испанский (1598-1621) работы Диего Веласкеса

 

Едва пересекши Тихий океан в 1614 г. Хасэкура Цунэнага встретился с вице-королем Испании в Мехико. Посетив города Акапулько и Вера-Крус и переплыв Атлантический океан, в 1615 г. он удостоился аудиенции короля Испании Филиппа III. Более того, Хасэкура был крещен и принял католическую веру. Церемонию провел Архиепископ Толедо, а герцог Лерма (Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас) стал его крестным отцом. Проведя в Испании более восьми месяцев делегация Хасэкуры отправилась в Италию.

Крестный отец Хасэкуры Цунэнаги, герцог Лермы, кисти Пауля Рубенса
Крестный отец Хасэкуры Цунэнаги, герцог Лермы, кисти Пауля Рубенса

 

Герцог Лерма работы Тициана
Герцог Лерма работы Тициана

 

Герцог Лерма (прим.: наследственный аристократический титул в Испанском королевстве, созданный 11 ноября 1599 г. королем Филиппом III. Название титула происходит от муниципалитета Лерма в провинции Бургос, автономное сообщество Кастилия и Леон, где первый герцог Лерма, опять же, Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, выстроил свой дворец) был главным распорядителем при дворе Филиппа III и являлся фактическим правителем Испании, тот факт, что именно он стал крестным отцом для Хасэкуры демонстрирует какую важность придавала визиту посольства Датэ Масамунэ испанская Корона. Если бы не твердая позиция Токугавы Иэясу по вопросу католического влияния в Японии, делегация Хасэкура могла бы заложить фундамент для активной миссионерской деятельности в Японии.

В Риме Цунэнага встретился с Папой Павлом V (1605-1621 г.г.), который тепло принял его и свиту, более того, Папа дал Хасэкуре римское гражданство.

Портрет Хасэкуры, выполненный во время его пребывания в Риме в 1615, работы Клода Дюре
Портрет Хасэкуры, выполненный во время его пребывания в Риме в 1615, работы Клода Дюре

 

Хасэкура прибыл в Рим в 1615 г., в том же году, когда Галилео Галилей впервые представил инквизиции свои изыскания против модели геоцентризма (а спустя год всё тот же Павел V заклеймил Галилея и Коперника как еретиков).

В то время как Хасэкура путешествовал, в Японии в феврале 1614 г., Токугава Хидэтада выпустил очередной эдикт изгоняющий христианских миссионеров из Японии, что привело к осложнению торговых отношений с Испанией. Цунэнага выполнил свою миссию и вполне достиг поставленных целей, однако, в силу политической повестки дня был не в силах защитить соглашения об открытой торговле с Западом для своего сюзерена Датэ Масамунэ. 30 человек из свиты Хасэкуры решили остаться в Испании, понимая, что по возвращению на родину подвергнуться гонениям как христиане.

Японская делегация стала предметом многих обсуждений в иезуитских кругах Рима. Шли жаркие дебаты о мотивах сёгуната при организации экспедиции и его текущем политическом курсе. Политический климат в Японии и недавние запреты Токугавы были хорошо известны в Европе, таким образом, успех миссии был скомпрометирован различиями между установками Датэ Масамунэ и непримиримой позицией сёгуна против иностранных миссионеров. Было очевидно, что несмотря на то, что Датэ направил торговую делегацию в Рим, у себя на родине он всеми силами будет пытаться сохранить расположение Токугавы.

Хасэкура Цунэнага вместе с оставшейся частью свиты совершил обратное путешествие в Японию, сделав остановку на Филиппинах. В итоге, сопровождающие Хасэкуры остались на Филиппинах, основав там важную японскую торговую колонию, а он, спустя два года, вернулся в Японию (в сентябре 1620 г.) Несмотря на благосклонное отношение сёгуната к миссии и огромный интерес к Европе, Датэ Масамунэ был вынужден оставить дальнейшие дипломатические усилия по налаживанию торговых отношений с западом и вместо внешней политики сосредоточиться на сохранении собственного положения, вновь доказывая свою преданность сёгуну, оправдываясь за свои про-западные симпатии.

О ключевых различия во взглядах феодалов можно судить по их письмам Папе Павлу V. Письмо Токугавы Иэясу начинается со слов:

 «Я не против того, чтобы вы извлекали выгоду приплывая в Японию, но не приносите христианство»,

с другой стороны, Датэ в своем письме предлагает «свою землю в качестве базы для миссионерской работы» и просит «присылать как можно больше священников».

Из-за указанных различий Датэ, естественным образом, попадал под подозрение в мятеже, что требовало от него вновь и вновь доказывать свою преданность сёгуну. Токугава внимательно следил за тем, каким образом Масамунэ относится к подконтрольным ему христианам. А после смерти Иэясу, финансовое бремя за строительство его погребального храма легло на Датэ. Эти обязательства истощали финансовые возможности Масамунэ, но позволяли ему демонстрировать свою верность клану Токугава, под постоянным надзором, разумеется.

После возвращения Хасэкуры всякая миссионерская деятельность в Японии была жестко пресечена сёгунатом.

christianity-ban-in-japan
Датэ Масамунэ: Извини, но христианство запретили…

 

Узнать больше об удивительном путешествии Хасэкуры Цунэнаги можно из исторического романа «Самурай» японского писателя Сюсаку Эндо .

shusaku-endo
Сюсаку Эндо
(1923-1996)

 

_____

Источник: https://www.artsales.com/ARTistory/Xavier/Hasekura.html

Перевод: moBstr

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Знаменитые иностранцы с Запада (европейцы и американцы), посетившие Японию до начала периода Реставрации Мэйдзи (1868 г.)

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe

или в соцсетях:

Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+

Огромное спасибо!  \(●^ω^●)/

_____



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru