Ясукэ (1555-1590) – черный (негроидной расы) самурай, состоявший на службе у могущественного даймё Нобунаги Оды в период с 1581 по 1582 год. Имя «Ясукэ» (произносится «Яскэ») было назначено ему самим Нобунагой, впрочем, неясно, когда и по какой причине. Его настоящее имя не было записано ни в одном из известных источников, так что неизвестно, стало ли «Ясукэ» переложением его оригинального имени на японский манер, либо же было полностью придумано его господином. Ясукэ был первым и единственным «афро-самураем».
Согласно труду Франсуа Солье из Общества Христа «Histoire Ecclesiastique Des Isles Et Royaumes Du Japon» (1627 г.), Ясукэ, вероятно, был родом из Португальского Мозамбика (колониальные владения Португальской империи в Восточной Африке). Однако можно усомниться в сведениях Солье, так как он писал спустя порядочное время после упомянутых событий и нет ни одного источника способного подтвердить их.
В 2013 году в расследовании японской развлекательной телепередачи «Сэкай Фусиги Хаккэн» («Раскрытие Мировых Тайн») утверждалось, что Ясукэ был представителем проживавшей в южной части Африки народности макуа и носил имя Ясуфе. Имя, похоже, происходит от мозамбикского имени Иссуфо. Данный выпуск, конечно, не был профессиональным журналистским расследованием, в нем было приведено мало фактов и макуа сравнительно мирно сосуществовали с португальцами находившимися в Мозамбике вплоть до 1585 г. Вдобавок, макуа были не воинственным племенем, а земледельцами, в отличие от Ясукэ выбившегося в самураи. Он мог происходить из народности яо, или одного из других воинственных племен, проживавших во внутреннем Мозамбике. В этот период португальцы как раз впервые столкнулись с племенем яо. Возможно, что «Ясукэ» происходит от прибавления к названию племени распространенного японского суффикса для мужских имен — «сукэ» (Яо-сукэ).
Есть также другая теория, согласно которой Ясукэ происходит из эфиопского племени хабси. Исследователь Томас Локери (Lockery Thomas) считал данную теорию наиболее убедительной. Португальцы называли Ясукэ, также как и представителей хабси – «кафре», подразумевая хорошо сложенных и умелых воинов, в отличие от других представителей восточноафриканских племен страдающих от голода. Соответственно, согласно данной теории, настоящим именем Ясукэ было эфиопское Йисаке или португальское Исак (от Исаак), Ясуфе также является эфиопской фамилией.
В ЯПОНИИ
Ясукэ прибыл в Японию в 1579 г. В качестве слуги итальянского священника-иезуита Алессандро Валиньяно (Alessandro Valignano), назначенного инспектором иезуитских миссий в Индиях, то есть, в Восточной Африке, Южной и Восточной Азии.
Он сопровождал Валиньяно во время его визита в столицу в марте 1581 г. и, можно сказать, произвел фурор. В ходе одного из инцидентов несколько человек были задавлены насмерть пытаясь увидеть Ясукэ, иезуиты даже боялись, что здание церкви не устоит. Нобунага, остановившийся в храме неподалеку, услышал шум и захотел увидеть Ясукэ.
Подозревая, что черный цвет кожи Ясукэ на самом деле чернила, Нобунага заставил его раздеться до пояса и тереть свою (Ясукэ) кожу. Эти события описаны в письме 1581 г. иезуита Луиса Фройза к Лоренсо Мексиа и в Ежегодном докладе о иезуитской миссии от 1582 г., тоже за авторством Луиса Фройза.
А также изданы в труде Cartas que os padres e irmãos da Companhia de Jesus escreverão dos reynos de Japão e China II (1598 г.). Убедившись, что Ясукэ на самом деле негр, Нобунага, похоже, проявил к нему интерес и в какой то момент, хотя и не ясно – когда именно, Ясукэ был подарен Нобунаге (японские источники отмечают, что он был подарен, в то время как европейские не упоминают об этом), попав к нему на службу.
Хроники господина (прим.: Нобунаги) (Синтё Коки) подтверждают сведения Фройза и описывают встречу даймё с Ясукэ следующим образом:
«23 дня второго месяца (прим.: 23.03.1581) черный слуга (куро-бодзу) пришел с христианских стран. Он хорошо выглядел, был здоров и учтиво вел себя».
Более того, Нобунага отметил физическую силу Ясукэ, которая, по его словам, была равна силе 10 обычных людей. Также племянник Нобунаги сразу выдал Ясукэ некоторую сумму денег.
В мае Ясукэ отправился вместе с Нобунагой в его замок в Адзути где, согласно распространенным слухам, был произведен в самураи.
После Битвы при Тэнмокудзан (прим.: последняя попытка клана Такэда противостоять объединенным силам Нобунаги Оды и Токугавы Иэясу) Нобунага повел свои войска в бывшие владения клана Такэда. На обратном пути Ода встретил Токугаву вместе с его вассалом Мацудайра Иэтадой. Иэтада оставил следующее описание Ясукэ:
«Высотой 6 сяку и 2 сун (188 см), черен, кожа как уголь».
Если данное описание правдиво, Ясукэ был настоящим исполином для японцев того времени, даже для сравнительно высокого Нобунаги. Мацудайра также записал имя черного самурая – Ясукэ.
Похоже, что Ясукэ достаточно хорошо овладел японским языком (возможно, это заслуга Валиньяно, стремившегося как можно лучше адаптировать своих миссионеров к местной культуре), поскольку известно, что Нобунаге понравилось беседовать с Ясукэ (так как неизвестно что Ода знал португальский, а Ясукэ вряд ли владел классическим китайским, восточным лингва франка того времени).
Также, судя по всему, Ясукэ сумел втереться в доверие к Нобунаге и был, возможно, единственным воином не-японского происхождения в его свите, что, вероятно, и было причиной его «стремительного карьерного взлета».
Ясукэ упомянут в прототипе Синтёкоки из Сонкэйкаку Бунко (архива клана Маэда). Где написано:
«Черному человеку по имени Ясукэ, Нобунагой было даровано поместье и короткая церемониальная катана, также он был назначен оруженосцем Оды».
В июне 1582 г. Нобунага, атакованный войсками Акэти Мицухидэ, был вынужден совершить сэппуку в храме Хонно-дзи в Киото.
Ясукэ участвовал в данном сражении. Сразу после смерти своего господина он отправился на встречу с наследником Оды – Нобутадой Одой, пытавшимся собрать войска отца у замка Нидзё.
Ясукэ долгое время сражался на стороне Нобутады, но в конце концов сдался в плен людям Акэти. Мицухидэ самолично решил его судьбу, сказав, что:
«Черный человек — неразумный зверь, не ведавший что творит и более того, не японец, поэтому его следует казнить в нанбан-дэра (лит. — «храм южных варваров», подразумевалась иезуитская церковь)».
Считается, что Акэти таким образом сжалился над Ясукэ (переложив ответственность за его жизнь на иезуитов). В Японии того времени люди с черным цветом кожи не подвергались дискриминации, их даже, в некоторой степени, почитали – Будда в некоторых японских храмах был изображен темнокожим. Возможно, Акэти также не хотел «обижать» иезуитов, в любом случае, они приняли это решение с благодарностью.
С этого момента какие-либо дальнейшие упоминания о судьбе Ясукэ отсутствуют, что же с ним стало в дальнейшем неизвестно. Тем не менее, Фройз в своей Истории Японии упоминает негра стрелка на службе у Арима Харинобу в 1584 г., однако речь, скорее всего, идет о другом человеке, так как в данный период встречаются многочисленные упоминания чернокожих людей бывших слугами или наемниками у европейцев и японцев.
В ПОП-КУЛЬТУРЕ
Ясукэ – герой детской историко-фантастической новеллы «Куро-сукэ» (1968 г.), написанной Ёсио Курусу (1916–2001) с иллюстрациями Гэндзиро Миноды.
В произведении приведена сильно приукрашенная и проникнутая глубокой симпатией версия жизни Ясукэ на службе у Нобунаги Оды. В 1968 г. книга получила приз Японской Ассоциации Детских Писателей. Также Ясукэ появлялся в многочисленных фильмах и сериалах о Нобунаге.
Ясукэ – один из персонажей нашумевшей самурайской видеоигры Nioh производства Koei-Tecmo,
вышедшей в начале этого года. Его можно вызвать на дуэль, а также его персонаж является одним из внутриигровых скинов. По сценарию он является телохранителем главного злодея с единственной мотивацией — вернуть к жизни своего господина Нобунагу Оду.
Также в марте текущего года студией Lionsgate Films и Майклом Дэ Лукой (Michael De Luca) была анонсирована работа над фильмом о Ясукэ по сценарию Грегори Вайдена (Gregory Widen).
Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe или в соцсетях: Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+ | LiveJournal | Огромное спасибо!
\(●^ω^●)/
_____
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Yasuke
Перевод, оформление: moBstr