Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Краткий очерк по истории самурайского меча — от легенд до наших дней.

 

Историю самурайского меча можно грубо разделить на четыре основных периода — Кото (период старых мечей, до 1596 года), Син-то (1597-1876), Гэндай (с 1877 года до конца Второй мировой войны) и Синсаку (современность).

Но истоки этого удивительного оружия берут свое начало приблизительно 1300 лет назад…

Первые японские мечи были в основном вариациями китайского меча джиан (яп. тёкуто) — прямого обоюдоострого железного клинка.

jian-sword

Однако, в период Хэйан, приблизительно в 700 г. н. э., стали появляться первые уникальные японские мечи, ставшие предшественниками «современной» катаны.

Первые японские мечи были изогнуты только у хвостовика. Но к концу X века получили распространение полностью изогнутые клинки. В это же время культурные связи между Китаем и Японией стали ослабевать, закончилось классовое разделение японского общества, появились первые самураи.

«Прото-самураи» — китайское влияние легко просматривается в одежде и оружии

 

Несмотря на то, что никто с точностью не может утверждать, когда именно появились первые настоящие самурайские мечи (письменных источников по истории самурайских мечей крайне мало и почти все они относятся к более позднему периоду), в японских мифах происхождение самурайских мечей часто связывают с кузнецом по имени Амакуни

 

ЛЕГЕНДА О АМАКУНИ — ОТЦЕ САМУРАЙСКОГО МЕЧА

Амакуни Ясуцуна и его сын, Амакура были главными кузнецами императора и занимались вооружением его армии.

Согласно легенде, однажды император и его воины возвращаясь после битвы прошествовали мимо кузницы Амакуни вопреки обыкновению не поприветствовав его и не сказав ни слова. С огромным стыдом и страхом Амакуни заметил, что большинство их мечей были сломаны или сильно повреждены в бою.

Амакуни с сыном осмотрели сломанные клинки и осознали, что причина их провала состоит в неправильной ковке. Поставив перед собой цель создать «совершенный меч» и вернуть потерянное расположение императора, Амакуни с сыном заперлись в кузнице и беспрестанно молили синтоистских богов об озарении.

На седьмую ночь им обоим приснился один и тот же сон — светящийся образ меча с односторонним и слегка изогнутым клинком…

Как только первые лучи солнца проникли в кузницу, отец и сын, не сказав друг-другу ни слова, уже знали что именно они должны делать и преступили к изготовлению меча, подсказанного им ками.

Когда Амакуни впервые представил императору свой меч подсказанный богами, другие кузнецы посчитали что он выжил из ума. Но Амакуни стоял на своем, продолжая совершенствовать изобретенные им методы, пока, спустя год, воины вернувшиеся после боя не сломали ни единого меча. Тогда император пришел к кузнецу и с улыбкой сказал: «Ты эксперт в своем деле. Ни один из твоих мечей не подвел нас в бою».

Амакуни вернул расположение императора и позднее умер почтенным и счастливым стариком…

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК САМУРАЙСКИХ МЕЧЕЙ

Периоды Камакура (1192 — 1336) и Муромати (1337 — 1573) без сомнения были Золотым веком самурайского меча. После Монгольского вторжения в Японию, которое по счастливой случайности, было предотвращено силами природы (тайфуном «Камикадзэ»), необходимость в сильной армии стала очевидной и новые кузницы стали открываться по всей стране.

long-katana1
мечи ковавшиеся под габариты и стиль фехтования конкретного владельца способны удивлять…

 

long-katana2

В самом конце периода Камакура появилась самая известная и почитаемая кузница, кузница полу-легендарного Масамунэ

 

ЛЕГЕНДА О МАСАМУНЭ

Масамунэ (также известный как Горо Нюдо) считается родом из провинции Сагами и основателем традиции сосю, ковки мечей с созданием уникальной линии закалки (хамон), состоящей из мартенситных кристаллов, внедренных в перлитную матрицу (ниэ), напоминающую звезды в ночном небе.

japanese-sword-hamon-line2
хамон, в данном случае, не запретная ветчина, а характерная линия закалки японского клинка, отличающаяся разнообразием

 

Мечи Масамунэ считаются самыми прекрасными из когда-либо созданных катан, а его сохранившиеся работы являются бесценными национальными сокровищами.

В японском фольклоре его мечи часто противопоставляют творениям другого более позднего кузнеца, известного как Мурамаса (приблизительно 1500-е годы) — мечи Мурамаса считаются кровожадными, злыми и жестокими, в то время как катаны Масамунэ — глубоко духовны, чисты и благожелательны.

Muramasa_Tezuka_Osamu_1987
(Сцена из анимационного фильма Осаму Тэдзуки «Мурамаса» (1987 г.)). Для японской культуры традиционным является одушевление мечей, меч это не просто «душа самурая», это «живое существо», которое может быть милосердным, а может быть жестоким и кровожадным (демоном). Классическим сюжетом являются истории, где злой (проклятый) меч полностью овладевает волей своего обладателя и толкает его на чудовищные деяния, заставляя убивать буквально каждого встречного .

 

Цикл укиё-э Исэ-я Итибэйя "Мастерски закаленные острые клинки (1847-1848)": "Сирай Гомпати (вооруженный мечами Мурамаса) моет руки, в то время как собаки облаивают его из-за спины". По легенде, клан Токугава боялся мечей Мурамаса, считалось, что из-за проклятия они становились орудиями убийства или казнили членов клана.
Цикл укиё-э Исэ-я Итибэйя «Мастерски закаленные острые клинки» (1847-1848): «Сирай Гомпати (вооруженный катаной Мурамаса) моет руки, в то время как собаки облаивают его из-за спины».
По легенде, сёгунат Токугава избегал мечей Мурамаса: считалось, что из-за проклятия они становились орудиями убийства или казни членов клана.

 

ukiyo-e Awa-no-Jurobei
Цикл укиё-э Исэ-я Итибэйя «Мастерски закаленные острые клинки (1847-1848)»: «Ава-но-Дзюробэй (вооруженный катаной Рай Куницугу) волокет свою испуганную дочь». Ава-но-Дзюробэй — герой известной пьесы — ронин и вор, который убивает свою собственную дочь, не узнав её.

 

Цикл укиё-э Исэ-я Итибэйя "Мастерски закаленные острые клинки (1847-1848)": "Кацума Гэнобэй (вооруженный мечами Бидзэн Моримицу) держит отрубленную голову своей возлюбленной, баньщицы Кикуно, которая, однако, была обручена с другим".
Цикл укиё-э Исэ-я Итибэйя «Мастерски закаленные острые клинки (1847-1848)»: «Кацума Гэнобэй (вооруженный катаной Бидзэн Моримицу) держит отрубленную голову своей возлюбленной, банщицы Кикуно, которая, однако, была обручена с другим».

 

История, лучшим образом иллюстрирующая разницу между двумя кузнецами, представляет Мурамасу учеником Масамунэ (чего на самом деле не могло быть, так каких разделяло почти 200 лет), соревнующимся с учителем в попытке создать лучший меч.

Katana_Masamune_Tokyo_National_Museum
обратите внимание на ярко выраженный хамон…

 

Katana_Muramasa_Tokyo_National_Museum

Катана работы Масамунэ (XIV век) (сверху) и катана работы Марумаса (XVI век) (внизу), оба данных клинка находятся в Токийском музее в Уэно

Чтобы испытать мечи, их опустили в стремительно текущий ручей. Меч Муромасы разрезал плывущий листок пополам от единого прикосновения. Но меч Масамунэ не порезал ни одного листочка в потоке, чудесным образом уворачиваясь в последний момент, словно пытаясь показать, что наделен доброжелательными силами, не способными причинить вред ничему невинному — даже листочку…

 

ТЕМНЫЕ ВЕКА В ИСТОРИИ САМУРАЙСКОГО МЕЧА

Во время столетия войн в конце периода Муромати, возникла необходимость в столь массовом и быстром производстве мечей, что навыки мастеров «Золотого века» были навсегда утеряны.

В 1543 году состоялось знакомство японцев с огнестрельным оружием и многие кузнецы перепрофилировались в оружейников, навыки предыдущих поколений вырождались…

После окончания периода междоусобных войн и воссоединения страны под властью великого сёгуна Хидэёси Тоётоми, им было проведено изъятие оружия у населения («охота за мечами»). После этого самурайские мечи наконец получили второй шанс — носить мечи было разрешено лишь представителям привилегированного класса, самураям. Что позволило вновь улучшить качество производства японского меча, однако вернуться к уровню «Золотого века» было уже невозможно.

katanas-grip

katana-detailed

Последующие 250 лет стали временем мира, когда огнестрельное оружие было отвергнуто (считалось недостойным самурая), а мечи превратились в предметы искусства. Мечи этого периода называются син-то («новый меч») и больше носят декоративный характер, чем практический.

Период Эдо: самураи больше джентльмены, нежели воины

 

В 1876 году класс самураев был официально распущен, всем гражданским было запрещено носить мечи. Япония вступила в период стремительной модернизации. Однако не все самураи смирились с такой судьбой, что привело к знаменитому Сацумскому мятежу (по очень приблизительным мотивам которого был снят х/ф «Последний Самурай» с Томом Крузом), который, впрочем, был жестоко подавлен.

Это было очень темным временем в истории самурайских мечей, все уцелевшие кузницы, были буквально выведены из бизнеса. Стремительно растущая и модернизирующаяся японская армия поначалу была вооружена кавалерийскими саблями (кю-гунто), выполненными по западному образцу, 

kyu-guntо0
кю-гунто — это практически европейская сабля выполненная в «японском стиле»

 

kyu-gunto
ещё одна вариация кю-гунто

 

однако с ростом националистических настроений, тысячи гунто (син-гунто) были произведены для японских офицеров периода Второй мировой войны…

gunto-wwii
син-гунто

 

kamikaze-pilot shin-gunto 1943
пилот камикадзе с син-гунто (1943 г.)

 

После окончания Второй мировой войны и в Японии (традиционных мастеров называют «живыми национальными сокровищами») и за ее пределами стали развиваться кузницы, пытающиеся воссоздать приемы мастеров древности и продолжающих их традиции.

japanese-swordsmith

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe

или в соцсетях:

Facebook | Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+

Огромное спасибо!  \(●^ω^●)/

_____

Источник: http://www.sword-buyers-guide.com

Перевод: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru