Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Интервью с несостоявшимся камикадзе (Часть I)

Божественный ветер: Интервью с Ацуси Такацука

Kamikaze-art
«Реквием Хиран», фреска работы Кацуёси Накая
изображает шесть небесных дев, уносящих душу пилота-камикадзе
(из коллекции «Хиран» Музея мира в Кагосиме)

 

25 октября 1944 года, группа японских самолетов вылетела с аэродрома на Филиппинах: спустя несколько часов их боевая задача была выполнена — все они разбились, подорвав эскорт-носитель St.Lo, а также несколько других кораблей ВМС США.

Это стало первой атакой «камикадзе», созданных, как воплощение последней надежды истощенной японской армии. Кампания агрессивного призыва была направлена на полную мобилизацию единственного остававшегося у Японии ресурса — бойцов, готовых к полному самопожертвованию. Собственноручно уничтожить вражеский корабль представлялось колоссальной честью, заглушавшей даже страх смерти.

В течение последующих десяти месяцев пилоты почти 2400 японских самолетов стали камикадзе. Однако внезапный конец войны в 1945 году, неожиданно, а возможно и вопреки желаниям пилотов, готовящихся стать камикадзе, вернул их к обычной жизни, жизни в тени однажды принятой смерти.

Ацуси Такацука сегодня — вышедший на пенсию учитель рисования начальной школы и художник, а также, на протяжении уже более чем двадцати лет жизни, — автор ежеквартального бюллетеня.

Со временем бюллетень превратился в беспрецедентный сборник подробно изученных фактов и ранее неозвученных свидетельств уцелевших пилотов-камикадзе. Труд Такацуки не только помогает его сотоварищам — пилотам, готовившихся стать камикадзе, справиться с позором невыполнения своей миссии, но также создает контрапункт к обоим периодам — восславления программы камикадзе в военное время и послевоенной антипатии к ней.

Kamikaze-exercises
Базовое упражнение на матах курсантов Начального курса авиации
Автор фото: Ацуси Такацука

 

Рё Манабэ встретился с Такацуки в Токио для разговора о исторической роли и  социальном влиянии знаменитой программы:

РМ: Давайте начнем с определения термина. Что такое «камикадзе«?

АТ: «Камикадзе» — это упрощение от «Специальный атакующий отряд камикадзе», где словосочетание «специальный атакующий» является эвфемизмом для обозначения суицидального характера миссии. Сама фраза «ками-кадзэ» (яп. — «божественный ветер») происходит от имевшего место в XIII инцидента, в ходе которого феноменальной силы тайфун буквально спас Японию от монгольского вторжения. Однако суицидальные миссии предусматривали применение не только авиаотрядов: отряд «кайтэн» (яп. — «вращающиеся небеса»), который также называли «людьми-торпедами», отряд подводных лодок «коурю» (яп. — «кусающий дракон») и «кайрю» (яп. — «морской дракон»), отряд катеров «синё»  (яп. — «дрожащий океан») и так далее. Как вы видите, ни одно изданных подразделений технически не является камикадзе, хотя в наши дни определение размыто.

Первая группа пикирующих самолетов, официально получивших название камикадзе, вылетела 25 октября 1944 года, а уже в августе 1945 года отряд камикадзе был распущен, просуществовав в общей сложности лишь около десяти месяцев.

На раннем этапе применения камикадзе, к которому относят начало Филиппинской кампании, отряд состоял исключительно из избранных пилотов, прошедших официальную спецподготовку. Однако в дальнейшем на задания стали отправлять даже полу-обученных кандидатов в камикадзе. Кстати, стоит отметить разницу между пилотами-камикадзе и кандидатами в камикадзе: лишь непосредственно перед вылетом на суицидальное задание проводился обряд, после которого кандидат становился камикадзе. Некоторые называют меня «экс-камикадзе» или «выживший камикадзе», но это не верно, так как пройдя обряд посвящения камикадзе неизбежно должен был встретить смерть.

РМ: Каков исторический контекст появления камикадзе?

АТ: За год до окончания войны, количество наших поражений стремительно росло. Это заставило молодых японских офицеров тайно предлагать Военному совету различные отчаянные варианты. Использование стратегии камикадзе без приказа было одним из них.

Например, идея самоубийственной торпеды, или кайтэна возникла как способ утилизации избытка торпед. Японские торпеды того времени считались достаточно технически продвинутыми и массово выпускались для нужд военного флота. Однако, по мере того, как Япония теряла всё больше своих кораблей, возможность боевого использования этих торпед стремительно уменьшалась. В результате на складах скопилось огромное количество  торпед, которые получили «второй шанс» в качестве орудий самоубийства.

Кайтэн представлял из себя управляемую человеком торпеду, начиненную 1,5 тоннами взрывчатки, что вдвое превосходило разрушительную силу обычной торпеды.

Kaiten type 1 torpedo
Кайтэн 1 типа

 

Kaiten type 2 torpedo
Кайтэн 2 типа

Kaiten torpedo schemes

Для того, чтобы нацелиться на врага и точно, «вручную» атаковать его (направить на него торпеду), был сконструирован специальный перископ. Как только вражеское судно было замечено, а его точное местонахождение подтверждено, пилоты кайтэнов залезали в торпеды и, рассчитав расстояние до цели и угол атаки, выполняли пуск с субмарины-носителя.

Kaiten-torpedo

После пуска торпеды с пилотом, вне зависимости от того, была ли попытка успешной, кайтэн был обречен на самоуничтожение (чтобы сохранить секрет данного оружия). Команда субмарины-носителя определяла – был ли пуск торпеды успешен по задержке между выстрелом и взрывом.

Примерно в этот же период времени было изобретено «специальное атакующее оружие» — «охка» (яп. —  «цветок вишни»). Оно представляло собой тяжелый планер с загруженными в носовую часть 1,2 т взрывчатки. Охку транспортировал самолет-носитель, сбрасывая, после подтверждения цели. Таким образом, основные функциональные особенности самолета, такие как маневренность и скорость обменивались на большую мощность взрыва, которой не удалось бы достичь при нормальной загрузке самолета.

Ohka-plane-01

Ohka-plane-02

Ohka-plane-launch

Охка и кайтэн разделяли единую концепцию гибрида транспорта и оружия, как, впрочем, и большинство других изобретений для «специальных атак».

По мере ухудшения военного положения Японии и уменьшения количества уцелевших истребителей, в атаках камикадзе начали принимать участие даже разведывательные самолеты и устаревшие модели, ранее использовавшиеся лишь в качестве тренажеров.

После Окинавской кампании охка стала оружием большинства миссий «специальных атак» — несмотря на недостаток скорости, их небольшой размер идеально подходил для вылетов с небольших замаскированных аэропортов, построенных в высохших руслах рек или полях, а также для того, чтобы совершать ночные атаки из-за гор.

РМ: А как отбирали кандидатов в камикадзе? Предъявлялись ли к ним какие-либо требования, ограничения?

АТ: На раннем этапе использования камикадзе военный флот мог позволить себе достаточно демократический процесс отбора. Например, первые 24 пилота  ставшие камикадзе были опрошены командиром на предмет своего желания и согласия для участия в самоубийственной миссии, и ни один из них не отверг сделанного предложения.

Когда на Начальном курсе морской авиации, на котором я обучался, было сделано внезапное объявление о наборе в отряд «Кайтэн», всем, кроме студентов и нескольких командиров и инструкторов, было приказано покинуть помещение. В этой атмосфере повышенной секретности и высокого напряжения нам были розданы небольшие листочки и даны пять минут для принятия решения: те, кто хотел перевестись в отряд субмарин, должны были нарисовать два кружочка, те, кто предоставлял решение этого вопроса своим командирам — один, а те, кто просто хотел продолжить свою карьеру летчика — оставить бланк пустым.

В том конкретном случае для желающих стать камикадзе были некоторые ограничения. Например, старшие и единственные сыновья были сразу забракованы, дабы не оставить их семьи без опоры. Также, из-за специфики подводного отряда, исключались те, кто плохо умел плавать и страдающие морской болезнью. Вообще говоря, предпочтение отдавали наиболее физически подготовленным (в возрасте от семнадцати лет и старше). С учетом этих критериев, приблизительно лишь одна десятая часть заявителей была принята. Вскоре после этого они были переведены на специальную тренировочную базу войск Кайтэн.

Однако к весне 1945 года все резко изменилось. Второй курс авиационной подготовки был отменен, чтобы ускорить переход от базового обучения к практическим тренировкам и сфокусироваться на подготовке к миссии камикадзе. Отбор стал менее избирательным и менее добровольным.

РМ: Какую спецподготовку нужно было пройти, чтобы стать пилотом-камикадзе?

КОНЕЦ I ЧАСТИ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe

или в соцсетях:

Facebook | Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+

Огромное спасибо!  \(●^ω^●)/

_____

Источник: http://www.cabinetmagazine.org/issues/20/manabe.php

Перевод: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru