«Ниндзя»? Что еще за «ниндзя»?
Краткая версия происхождения ниндзя, многократно пересказанная в огромном количестве фильмов и книг, звучит, примерно, так:
Искусства ниндзя (ниндзюцу) возникли в древнем Китае и, в династию Тан (618-907) попали в Японию. Японцы отточили эти искусства до совершенства, создав идеальных убийц, которым под силу проникнуть куда угодно и нанести удар, тогда, когда этого меньше всего ожидают.
К сожалению, похоже, что данная версия является полнейшей чушью. Давайте же, в поисках фактов о феномене ниндзя, обратимся к историческим источникам.
Но прежде чем мы это сделаем, нам следует определиться с некоторыми терминами. Для начала, что все-таки такое «ниндзя»? Слово происходит от японского словосочетания «синоби-но-моно», записываемого двумя иероглифами кандзи (忍びの者). Получившееся сочетание можно, также, используя китайское чтение, прочесть как «нин-ша». Где первый иероглиф «нин» (忍) — имеет значение «скрывать», а второй «ша» (者) — означает «личность». Таким образом, можно сказать, что «ниндзя» — это «человек, который скрывает свое присутствие». Важно, также, и то, что в Японии это слово относят исключительно к людям, участвующим в военных операциях.
Однако, мы не можем оставить данный термин с таким широким определением, иначе придется записать в ниндзя и сотрудников многих современных спецподразделений. Поэтому, говоря о ниндзя, мы будем подразумевать их принадлежность к некой секретной организации, братству или клану, чьи навыки и знания хранятся и передаются в секрете от поколения к поколению. Ну и, конечно, они постоянно носятся в этих клевых черных костюмах.
Итого: настоящий ниндзя, в понимании современной поп-культуры и современных же «мастеров» ниндзюцу, должен:
- использовать искусство маскировки;
- принимать участие в секретных военных операциях;
- принадлежать к секретному братству ниндзя;
- носить черное, много черного.
Как мы увидим ниже, первые два пункта действительно имеют под собой историческую основу, хотя это едва ли удивительно, т.к. подобное, в военном искусстве того времени, использовалось буквально по всему миру и вряд ли может пролить свет на загадку ниндзя. В тоже время последние два пункта, скорее, относятся к мифам. Тем не менее, внимательное изучение японской истории указывает на однозначное участие так называемых ниндзя в военных операциях, по крайней мере, в период между XVI-XVII веками. Но прежде давайте окончательно разберемся с «древнекитайским» наследием ниндзя.
История ниндзя, которой не было
Когда утверждают, что ниндзя происходят из древнего Китая, то в качестве основного аргумента, как правило, приводят тот факт, что знаменитый труд «Искусство войны» китайского стратега и мыслителя Сунь-цзы, написанный приблизительно в пятом веке до нашей эры, содержал главу о важности шпионажа. Некоторые тактики, описанные в книге, особенно те, что касались шпионажа, действительно использовались ниндзя. Именно поэтому навыкам ниндзя зачастую приписывают китайское происхождение. С другой стороны, данный труд стал широко известен в Японии, сразу после попадания в страну в VII веке. Китайцы часто ссылались на него в других стратегических трудах и использовали при планировании военных операций. Японцы также широко использовали данный труд, причем, не только главу о шпионаже. В частности, сражения самураев проходили с использованием тактик изложенных в «Искусстве войны», но, почему-то никто не пытается утверждать, что «Путь Самурая» происходит из Китая. Образ мышления, мог возникнуть в Китае, с «Искусством войны» Сунь-Цзы, но система «искусств ниндзя», включавшая в себя и эти базовые знания тактики шпионажа — уникальна и возникла в Японии.
Для тех же, кто предпочитает версию о происхождении ниндзя в древней
Японии, можно привести следующий миф. Это история о легендарном Принце Ямато (Ямато-Такэру) записана в двух древнейших текстах Японии, по праву считающихся крупнейшими памятниками японской литературы — в «Кодзики» («Записях о деяниях древности») и «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии»). Тексты были написаны в начале VII века для императорского дома. Данная история о Принце Ямато, как правило, приводится для того, чтобы показать — насколько древними являются искусства ниндзя. Описываемые события предположительно относятся к первому веку нашей эры. Но даже самые ярые последователи данной истории не могут назвать Принца Ямато ниндзя, скорее он — «прото-ниндзя». Итак, история повествует о том, как Принц Ямато задумал покорить народ Кумасо (далее — цитата, перевод с японского — W. G. Aston):
Вождь Кумасо, Ториси-кая, также известный как Отважный из Кахаками, собрал всех своих родственников на пир. Принц Ямато отпустил волосы, переоделся девушкой и стал ждать начала торжества.
Спрятав в платье меч, он тайком пробрался в зал и смешался с женщинами. Очарованный красотою девушки Отважный, взял ее за руку и посадил подле себя. Он протянул ей кубок и заставил ее пить. Чем позднее становилось, тем меньше в зале оставалось гостей.
Отважный захмелел. Принц Ямато вытащил скрытый меч и пронзил им грудь Отважного из Кахаками. После чего, умирающий Ториси-кая назвал принца Ямато-Такэру («Ямато-Смельчак»).
Но какое отношение все это имеет к ниндзя? — Возможно, спросите вы. На мой взгляд — никакого, если, конечно, не считать ниндзя бесчестными, переодевающимся в женское платье, убийцами. К сожалению, я не смог найти в исторической литературе ни одного достоверного упоминания, о том, чтобы ниндзя переодевался женщиной. Конечно, убийство в данной легенде можно рассматривать, как «выполненное в стиле ниндзя», но, к несчастью, записей подобного поведения ниндзя, видимо, нет.
Продвигаемся дальше: рассмотрим, казалось бы, вполне характерное для ниндзя, ночное нападение, произошедшее спустя 400 лет, после событий, упомянутых в легенде о Принце Ямато. Данное событие нашло свое отражение в «Хэйкэ Моноготари» («Повесть о доме Тайра«), одном из наиболее значимых произведений в жанре гунки (военной эпопеи), где речь идет о сражениях между кланами Тайра и Минамото в 1182 г..
Итак, несколько самураев секретно проскользнули в лагерь врага. И хотя к этому времени труд Сунь-цзы «Искусство войны» был широко известен в Японии на протяжении уже нескольких веков, они, очевидно, его не читали, т.к. первое, что они сделали — объявили о своем присутствии громкими криками. Нападавших, естественно, перебили.
Подобный плачевный итог наводит на мысль, что в XII веке искусств ниндзя еще не существовало.
Когда же, всё-таки, ниндзя появляются на страницах исторических хроник и, главное, появляются ли вообще? Краткий ответ: появляются…
Похоже, что наиболее раннее упоминание о группе ниндзя содержится в Тайхэйки, труде, написанном, приблизительно, в 1360 г., и описывающем события, произошедшие в 1338 г.
И, к сожалению, ниндзя там очень не повезло: их заметили до того, как они успели что-либо предпринять и всех до единого перебили. Не слишком удачное начало!
Однако, с этого времени, частота упоминаний о ниндзя в различных историях и романах растет, достигнув своего апогея в эпоху Сэнгоку Дзидай (эпоху «Воюющих провинций» — период феодальной раздробленности в Японии). Когда вся страна была объята войной, такое положение дел длилось на протяжении всего XV века. Наибольшей активностью кланов ниндзя, по-видимому, отличались две провинции: Ига и Кога.
Ниндзя кланов Ига и Кога
Сэнгоку, была эрой военных конфликтов, на излете которой могущественные даймё (наиболее могущественные феодалы) Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу сражались за обладание страной, иногда — заключая союзы, иногда — предавая союзников и, даже, сюзерена. Пока, наконец, после решающей битвы при Сэкигахаре в 1603 г., Токугава Иэясу не провозгласил себя сёгуном, единоличным правителем объединенной Японии.
Это время (Сэнгоку) стало пиком задокументированной активности ниндзя, догнать который смогли только 80-е годы XX века, когда ниндзя стали частью поп-культуры.
Внезапные нападения ниндзя, заказные убийства и разведывательные, а также другие, военные операции, нашли свое отражение в многочисленных исторических документах, таких как Ходо Годай-ки — хронике клана Ходзё, который однажды правил Японией в качестве регентов сёгуна; Синтёко-ки — биографии Оды Нобунаги и Иран-ки — хронике провинции Ига. Все эти упоминания в купе дают представление о том, какую роль играли ниндзя в военном искусстве того времени.
Осада замков:
Наиболее часто упоминаемый навык ниндзя — способность незамеченными проникать в замок, внезапно атаковать его обитателей, сея хаос, в то время как основная армия штурмует его снаружи.
Обычной тактикой ниндзя было незаметно подняться по стенам замка под покровом ночи и начать поджигать все, в поле своего зрения. Причем они не одевались бы в черное, а, скорее, переоделись бы в форму защитников замка, для того, чтобы их действия были похожи на внутренний мятеж и внесли сумятицу в стан врага. После появления хаоса внутри стен замка основная армия начинала внешний штурм. Несомненно, этот был самый знаменитый навык ниндзя, однако этим их участие в осадах не ограничивалось — они могли приносить пользу и обороняющейся стороне.
Ниндзя могли в ночное время покинуть замок и выкрасть знамя из вражеского лагеря, наутро похищенное знамя вывешивалось на крепостной стене для деморализации атакующей армии.
В одном из источников упоминается случай, когда ниндзя едва ли не каждую ночь делали вылазки в лагерь осаждающей армии, при этом, не причиняя никакого физического вреда, но держа в постоянном напряжении солдат противника, не давая им возможности отдохнуть, что приводило к срыву штурма.
Разведка:
Ниндзя часто нанимали для приблизительной оценки сил вражеской армии. Согласно одному из источников, ниндзя мог залечь в высокой траве неподалеку от вражеского лагеря и оставаться там до рассвета, после чего возвращался с донесением. Однако, как правило, ниндзя, как и большинство разведчиков того времени, вели разведку верхом на лошади.
Убийцы:
Это то, чем ниндзя знамениты. Даже в XVI веке даймё боялись покушений со стороны ниндзя. Похоже, что все основные генералы того времени, в тот или иной период своей жизни становились объектами покушений. Конечно, не все из них предпринимались именно ниндзя, к примеру, наиболее известное покушение – покушение на Оду Нобунагу было исполнено одним из его генералов, а вовсе не ниндзя. Более того, не существует ни одного документального подтверждения успешных покушений ниндзя. Ниндзя боялись по всей стране, из-за такой возможности, но, похоже, они ею не воспользовались. Это, наверное, можно сравнить с тем, как в наши дни все боятся стать случайной жертвой некоего незнакомца, но на самом деле, подавляющее большинство людей становятся жертвами тех, кого они знали. И всё-таки ниндзя действительно пытались убить «заказанных» им людей, просто им не очень с этим везло. Одним из приемов было притвориться мертвым на поле боя, когда намеченная жертва проезжала мимо, ниндзя внезапно вскакивал и стремительно атаковал.
Прежде чем встретить свою судьбу, Нобунага Ода пережил несколько неудачных покушений. Однажды ему стреляли в грудь из аркебузы — две пули были остановлены доспехом. Позднее, возможно учтя опыт первого покушения, три ниндзя, «удивили» его выстрелом из переносной пушки. Они промахнулись, но убили семерых слуг Нобунаги.
Для выполнения заказных убийств ниндзя, в основном, нанимали даймё — в целях избавления от конкурирующих феодалов. Нанимали, впрочем, без особого успеха. Заказные убийства – пожалуй, наиболее преувеличенный в современном понимании навык ниндзя.
Во многих источниках выдвигается версия о происхождении ниндзюцу и ниндзя, как таковых, в провинциях Кога (видимо, на юге современной префектуры Сига) и Ига (на западе современной префектуры Миэ). Также, данные территории отмечены наибольшей задокументированной активностью ниндзя.
В конце концов, даймё Ода Нобунага пришел к мысли, что кланы ниндзя слишком опасны и в ходе карательной экспедиции в 1581 г. полностью уничтожил клан Ига. Однако, согласно легенде, некоторая часть клана уцелела — оставшиеся в живых рассеялись по всей Японии, но куда бы они ни направились, больше они не практиковали секретные искусства.
Там где Ода Нобунага видел лишь угрозу, другой великий даймё, окончательный объединитель Японии, Токугава Иэясу разглядел возможности — он нанял к себе на службу отряд ниндзя клана Кога.
Они даже приняли участие в Сражении при Сэкигахаре, особо ничем, впрочем, не отличившись. Ниндзя Кога также служили Токугаве позднее в 1614-1615 г.г., во время компаний против последнего наследника Тоётоми (законного наследника страны; прим. переводчика: Тоётоми Хидэёси был сюзереном Токугавы Иэясу, от него власть над страной должен был унаследовать его сын, он даже успел взять с Токугавы клятву верности сыну, но, что-то пошло не так…). А также (в последний раз), в 1638 г. — против христианского даймё Кюсю, во время Симабарского восстания. В обоих последних случаях ниндзя выступали в своем классическом амплуа мастеров осадного дела.
После подавления восстания христиан в княжестве Симабара, в Японии более чем на век наступил мир (прим. переводчика: более чем на 200 лет). Чем же все это время занимались ниндзя?
Ну… открывали школы боевых искусств, писали книги об оружии; расслаблялись, наслаждаясь тем, как их воспевают сказители.
Легенды и мифы о ниндзя
В относительно спокойную эпоху Эдо, период правления сёгуната Токугава, в Японии расцвели искусства. В прозе, гравюрах по дереву (укиё-э), театральных постановках — везде драматические истории недавнего прошлого нашли свое отражение. В этих произведениях ниндзя были представлены полумифическими существами, чьи способности скрываться, не выдавать своего присутствия звуком, проводить осаду, убивать — выросли до сверхчеловеческих. И единственным объяснением таких сил стало волшебство.
Например, в одной из пьес ниндзя превращается в крысу. Во многих рассказах, говорится о ниндзя, который знал «Жабью Магию» и разъезжал на спине гигантской жабы.
В другой истории ниндзя встречает волшебника на дороге и вспарывает ему живот, однако волшебник не умирает — его внутренности продолжают бороться с ниндзя, тогда последний молит волшебника научить его магии. Естественно, после упоминания таких суперсил, способности некоторых ниндзя, якобы, летать и становиться невидимыми, уже не кажутся столь невероятными.
Возможно, частью окутывающей их мистической ауры, ниндзя обязаны, тем, что их долгое время ассоциировали с монахами, особенно с ямабуси (горные монахи, дословно «горные воины»), которые совершали долгие горные путешествия. Веря в то, что подобные трудности в сочетании с молитвами и постами даруют им просветление, а заодно, наделят сверхспособностями, недоступными обычным людям.
Интересно, что провинции Ига и Кога представляли собою горные местности и являлись традиционными маршрутами для ямабуси. К тому же, ходили слухи, что ниндзя переодеваются ямабуси для шпионажа. Таким образом, неудивительно, что вскоре молва перенесла магические способности, которыми, якобы, обладали ямабуси — на ниндзя.
По мере того, как легенда о ниндзя росла, росло и число видных исторических фигур, которых народная молва к ним причисляла. Любой самурай, отправившийся странствовать в горы, становился потенциальным «кандидатом в ниндзя». Наверное, самый яркий пример — легендарный мастер меча самурай Ягю Дзюбэй, который был на службе у Токугавы, но потом на десять лет исчез, отправившись странствовать по стране. Его, естественно, тут же «записали в ниндзя». Об этих неизвестных годах и событиях, якобы имевших место в этот период жизни Дзюбэя, сочинены сотни историй.
Есть мнение, что вообще весь клан Ягю сплошь состоял из ниндзя. Что, возможно, правда.
Намного менее вероятно утверждение, что Минамото Ёсицунэ, брат сёгуна XI века Ёритомо, был ниндзя. Ёсицунэ был вынужден скрываться от брата, т.к. последний избавлялся от соперников за обладание титулом сёгуна. Чтобы ускользнуть Ёсицунэ переоделся, монахом ямабуси, но случилось это за несколько веков до появления первого письменного упоминания о ниндзя, что, однако, не мешает некоторым фанатикам считать героя основателем школы ниндзюцю Ёсицунэ-Рю.
Примечание переводчика: автор статьи незаслуженно обошел вниманием второго (или первого?) легендарного (и тем не менее, также как и Дзюбэй Ягю, реально существовашего) ниндзя — Хаттори Хандзо. Имя, которое знают, наверное, все, благодаря придуманному Тарантино одноименному персонажу (актёр Сонни Тиба, кстати, сыграл не только тёску Хаттори у Тарантино, но и оригинал в ТВ сериале Кагэ-но-Гундан (1980)).
Хаттори Хандзо, или Хаттори Масанари (прозвище — Они-но-Хандзо — «демон Хандзо») широко известен в современной японской поп-культуре. Сын небольшого (иерархическое положение) самурая на службе у Токугавы, родом из провинции Ига, той самой, которая впоследствии была уничтожена войсками Нобунаги. Реально существовавшей личности приписывают, помимо-прочего: спасение жизни будущего сёгуна Иэясу Токугавы, вызволение дочерей упомянутого Токугавы из плена, в некоторых источниках — вообще всей семьи (речь идёт о разных эпизодах деятельности Хандзо). Также, участвовал в защите родной провинции, проявив тактический гений, однако, вследствие значительного численного превосходства войск Нобунаги, потерпел поражение. Был мастером копья (яри). На службе у Токугавы участвовал в битвах, осадах, добился больших карьерных высот, награжден земельным наделом, 30-ю «замами»-помощниками, 200 слугами, сформировал отряд из уцелевших ниндзя клана Ига (т. е. Токугава подгрёб к себе на службу оба конкурирующих клана Ига и Кога).
Вдобавок к сверхспособностям в боевых искусствах и магии, следует упомянуть еще одну — ниндзя были легендарными любовниками, или… насильниками. В конце XVIII века появились эротические гравюры с участием ниндзя. Обычный сюжет таких изделий — ниндзя врывается куда-либо и насилует всех подряд. Используя свою силу и способность проникать куда-угодно ниндзя связывает или убивает мужчин и насилует женщин.
В наши дни произведения японской литературы и кинематографа о ниндзя до сих пор содержат сильный элемент эротизма. С одной стороны это странно, но с другой – точно таким же образом в западной культуре романтизировались, к примеру, пираты.
После всего многообразия написанных о ниндзя историй, их появление на сцене театра кабуки было делом времени. И тут перед актерами возникла дилемма — как изобразить ниндзя? И, что еще важнее — какой костюм для этого подобрать? Иногда использовали наряд, ничем не отличавшийся от костюмов самураев. Но в итоге, репутация ниндзя, как мастеров невидимости и маскировки, подсказала актерам решение. Потому что «невидимые» люди уже были на театральной сцене того времени (особенно кукольного театра бунраку), их называли курого. Они были… рабочими сцены, и носили черные костюмы, дабы дать публике понять, что их следует игнорировать, т.к. они, как-бы, невидимые.
И вот тут-то и появились знаменитые костюмы ниндзя, эти черные пижамы, вряд ли обеспечивающие защиту от оружия, едва ли скрывающие в кромешной тьме, и кричащие на весь мир о том, что их носители — ниндзя.
Конечно, для реального мира в ношении такого костюма мало смысла, но для театра кабуки он был идеален. С тех самых пор, все кинофильмы о ниндзя, насколько бы они ни претендовали на правдоподобность, обязательно используют костюм ниндзя театра кабуки, как незаменимую часть облачения ниндзя.
Примечание переводчика: возможно автор статьи слишком безапелляционен, заявляя, что ниндзя не носили черных костюмов. На рисунке ниже — настоящие костюмы ниндзя из замка Ига (ныне музей ниндзя клана Ига)
Итак, в период Эдо ниндзя переместились с полей сражений в мир воображения, где остаются и по сей день. В то время, как популярные пьесы рассказывали о подвигах ниндзя на сцене, те кто считали себя хранителями их традиций, продолжали практиковать навыки ниндзя в различных школах ниндзюцу. Многие из таких хранителей прятали книги по оружейному делу, медицине и рецептам ниндзя. Однако чем дольше длился мир в стране, тем меньше оставалось необходимости прятать эти труды и, со временем, многие из них были опубликованы.
Именно из этих руководств дошли до нас знания об оружии и экипировке ниндзя.
Оружие ниндзя
Большую часть тайны, окутывающей образ ниндзя, составляет арсенал их вооружения. В книгах, выпущенных в 1676 г. содержатся иллюстрации многих вооружений и приемов ниндзя. Основным оружием ниндзя, как и у самураев, были: меч, короткий меч, лук и стрелы. Однако другие образцы оружия были уникальны:
«Кошки»:
Их существовало два вида : нэко-тэ или «кошачьи лапы» и сюко «тигриные лапы». Лапа нэко-тэ это металлические когти, подвязываемые к кончикам пальцев при помощи кожаных ремней. Это, предположительно, оборонительное оружие, используемое в основном женщинами-ниндзя.
Сюко, напротив, имели множество вариантов использования. В добавок к боевому применению, их использовали для того чтобы подниматься по стенам и залазить на деревья (прим. переводчика: для подъема по стенам ниндзя также использовали синоби кумадэ — спец. шест, а так же тоби кунаи (подобие ножа на веревке)). Подходящую пару сюко можно было даже одеть на ноги (прим. переводчика: тогда их называли асико).
Серпы:
Серп с короткой рукоятью, или кама, хорошо служил ниндзя. Т.к. ношение оружия разрешалось только самураям, то ниндзя со свои арсеналом несколько выделялись бы из толпы. Но кама представляет из себя, прежде всего, орудие труда крестьян, поэтому ниндзя могли смело носить такое оружие с собой не привлекая лишнего внимания.
Каму могли крепить к цепи, тогда она превращалась в намного более сложное и опасное оружие с большим радиусом поражения — кусари-кама.
Сюрикэны:
В статье о ниндзя нельзя не упомянуть знаменитые сюрикэны или «метательные звезды». Существовало множество различных форм таких «звезд».
Оружие для невидимости:
Способность становиться невидимыми — одна из легендарных черт ниндзя. Чтобы добиться эффекта «исчезновения» были придуманы мэцубуси — «приемы исчезновения».
Создавались специальные смеси, состав которых разнился от клана к клану, от ниндзя к ниндзя, но, как правило, включал раздражитель для глаз (как перечный спрей в наши дни). Смесь помещалась в скорлупу пустого яйца или ореха. Вкупе с небольшой порцией взрывчатого вещества, брошенная скорлупка приводила противников в замешательство, вызывая шок, жжение и слезотечение глаз. Этого времени ниндзя должно было хватить для побега.
Мудры:
Еще один штрих к мистическому образу ниндзя — использование мудра, сигналов, подаваемых при помощи жестов руками. В наши дни мудра считаются основным компонентом духовных тренировок ниндзя, что запечатлено во множестве фильмов.
В легендах и мифах о ниндзя эти сигналы руками использовались для колдовства. Однако на самом деле эти жесты имеют очень маленькое отношение к ниндзя. Видимо, они стали частью мифологии ниндзя, как часть их ассоциации с ямабуси, странствующими горными монахами.
Прим. переводчика: от себя добавлю — есть легенды о том, что ниндзя летали на огромных воздушных змеях… Также, считали, что ниндзя могли «ходить по воде» — на самом деле, ниндзя могли ходить по поверхности болот, трясин и, исполненных подобным образом, замковых рвов — при помощи специальных болото-ступов.
В статье размыт ответ на вопрос — откуда собственно происходят ниндзя как класс — из каких социальных слоев? Есть мнение, и я его придерживаюсь, что кланы ниндзя, в основном, произошли из крестьянской среды в «Эпоху Враждующих Провинций». Армии воюющих феодалов нещадно грабили крестьян, обрекая их на голодную смерть. Чтобы защитить и прокормить себя крестьяне «перепрофилировались» в наёмных шпионов и убийц. В пользу этой версии говорит и оружие ниндзя, в основном произошедшее от крестьянского инвентаря.
PS.: В наши дни в Японии есть несколько музеев и реконструкторских деревень ниндзя, большинство фотографий оружия, одежды и различных инструментов ниндзя, использованных мной для оформления этой статьи — это фотографии из музея ниндзя в замке Ига. Именно он, наверное, является крупнейшим музеем ниндзя в Японии.
P.P.S.: В статье приведена лишь малая часть снаряжения ниндзя, более подробно можно почитать здесь
____
Источник: http://www.illuminatedlantern.com/cinema/archives/ninja.php
Перевод, оформление,комментарии: moBstr