Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Каракури: роботы старой Японии

Каракури — это японские автоматизированные механические марионетки (или автоматоны), которых производили в значительных количествах в период с XVII по XIX век. Каракури считаются предшественниками современных роботов.

Большинство каракури были сделаны для театра (бутаи-каракури), фестивалей (даси-каракури) или в качестве диковинной домашней утвари (дзасики-каракури). Например, некоторые могли стрелять из лука или подавать чай.

 

ДЗАСИКИ-КАРАКУРИ

Дзасики считают наиболее технически сложными и дорогостоящими каракури. Самые известные из них были сделаны в период с середины и до конца периода Эдо, в том числе, с использованием западных заводных механизмов, ртути и даже силы пара.

Тяхакоби-нингё или кукла, подающая чай, наверное, самая известная из дзасики, а также это первый в истории Японии робот для «домашних развлечений».

tea-serving-karakuri

tea-serving-karakuri-2

Chahakobi Ningyo (Tea Serving Doll) by TAMAYA Shobei IX, and plan from 'Karakuri Zuii' ('Karakuri - An Illustrated Anthology') published in 1796
Тяхакоби-нингё работы Тамая Сёбэя; чертеж из иллюстрированной антологии «Каракури дзуии»опубликованной в 1796 г.; устройство тяхакоби-нингё

 

Когда хозяин дома ставил чашку на поднос, который держала кукла, она начинала двигаться к гостю, а когда гость снимал чашку с подноса, кукла останавливалась и замирала. Гость допивал чай и как только он ставил чашку на поднос, кукла разворачивалась и возвращалась к хозяину. Двигаясь, кукла «шагала» ногами и наклоняла голову то вверх, то вниз.

Также она была оснащена механизмом, с помощью которого хозяин, определив на глаз расстояние до гостя, мог заранее задать место поворота куклы. Для изменения направления в механизме использовалась не коническая зубатая передача (шестерня), а пружинка с кулачком. Как правило, пружина делалась из китового уса. По современной классификации Ассоциации японских промышленных роботов (JIRA), тяхакоби-нингё — это робот с фиксированной последовательностью движений.

Кукла подающая чай — не только совершенный, с технической точки зрения, механизм, но и раскрывает интересную сторону человеческой натуры — эти куклы служили для развлечения и создания доверительной атмосферы общения.

Юмихики-додзи или кукла-лучник считается вершиной искусства создания механизмов периода Эдо (1603-1868).

bowman-Karakuri

Кукла восседает на подставке 30 см высотой. Она берет стрелу и стреляет в цель, повторяя эти действия четыре раза. Лишь в одном из десяти случаев стрела летит мимо цели, и то, это сделано намеренно, чтобы создать элемент напряжения для зрителей.


на отметке видео 2:30 у меня отпала челюсть, извините. На 3:00 моя челюсть достигла земли…

Лучшая современная коллекция дзасики находится в Киотском музее японских народных кукол (Kyoto Japanese Folk Dolls Museum), расположенном в районе Сагано.

Kyoto-Japanese-Folk-Dolls-Museum

На картинке ниже — пара тэмаваси-нингё, дзасики-каракури этого типа относятся к музыкальным шкатулкам.

Temawashi at the Kyoto Japanese Folk Dolls Museum - Koteki Doshi (left) and Shishimai (right)
Тэмаваси в Киотском музее японских народных кукол — котэки доси (слева) и сисимаи (справа)

 

ДАСИ-КАРАКУРИ

Dashi Matsuri carriage

Платформа для даси-каракури состоит из трех уровней. На верхнем уровне (уваяма), как правило, две или три механических марионетки разыгрывают истории и сюжеты из японских мифов и легенд. На среднем уровне располагаются кукловоды, а в основании платформы находятся музыканты — флейтисты и барабанщики, аккомпанирующие представлению. Деревянные платформы с даси тянут по улицам около 20 человек, принимающих участие в мацури (фестивалях), проводимых в 50 районах Японии. Каждая даси-платформа выполнена и украшена по своему, являясь отражением местной культуры и традиций.

Члены поселения стремятся оказать свою посильную помощь при строительстве платформы, таким образом,  её создание становится поистине общественным делом и жители различных поселений соревнуются друг с другом, пытаясь смастерить наиболее красивую платформу и, таким образом, провести лучший фестиваль

Японские марионетки традиционно использовались (и используются), в основном, в ритуальных целях: для очищения жилищ перед наступлением другого времени года,  для того, чтобы оживить священные силы в поселениях, чтобы вызвать дождь, отогнать вредных насекомых, предотвратить эпидемии, обеспечить безопасность в поездке. Они выступали перед зрителями из всех слоев общества – императора, придворных дам, торговцев и простых крестьян.

Седьмой сёгун из клана Токугава (ветвь Овари) — Мунэхару (1696-1764) оказывал огромную поддержку фестивалям и даси-каракури в частности. Под его патронажем данная традиция расцвела в период Эдо, не смотря на то, что в это время изобретения и механизмы были объявлены вне закона. Исключение составляли лишь устройства, созданные для религиозных целей и фестивалей.  Изобретатели и ученые направили всё своё искусство на производство кукол каракури (каракури-нингё). Также порицалось использовать накопленное богатство для продвижения по социальной лестнице, вместо этого деньги тратили на то, чтобы улучшить повседневную жизнь и проведение пышных фестивалей было основным  из таких способов.

 

Даси-фестивали

Фестиваль в Инуяме, преф. Айти

japan-inuyama-festival-dashi

Считается, что первый фестиваль в Инуяме провели в 1635 г.. С тех пор его проводят ежегодно в первые выходные апреля (не проводился только единожды, в 1945 г.). Фестиваль в Инуяме начинался как ритуал святилища Харицуна, что у подножия замка Инуяма и считается объектом национального культурного наследия.

В фестивале принимают участие 13 платформ.

Множество даси-платформ и других каракури можно увидеть в Инуямском музее культурных артефактов (Inuyama Cultural Artefacts Museum).

Фестивали в Нагое

Фестиваль в святилище Ацута проводят 5 июня. В середине октября проводится фестиваль в Нагое с парадом даси-платформ, это одно из самых популярных событий в жизни города.

Фестиваль в Такаяме, преф. Гифу

Takayama Matsuri Autumn Festival

Фестиваль проводится дважды в году  — 14 или 15 апреля, а также 9 или 10 октября. В Такаяма Ятаи Кайкан (выставочный зал платформ для фестивалей) можно увидеть четыре из одиннадцати платформ, используемых в фестивальной процессии.

Фестиваль в квартале Гион, г. Киото

Данный фестиваль проводят с 869 г. ежегодно в середине июля.

 

БУТАИ-КАРАКУРИ

butai-karakuri

Многие японцы впервые узнали о каракури, после того как Такэда Оми устроил свое первое представление  в квартале развлечений Дотонбори (Осака) в 1662 г..  Такэда Оми был часовщиком. Но в своих устройствах он использовал не только механизмы, но и воду (тот же принцип, что и в водяных часах), умело применяя расположение своего театра на берегах канала Дотонбори.

Театр Но в Нагое

25 мая 1662 г. для проведения представлений с каракури Такэда открыл театр Такэда-Дза. Спустя 20 лет он передал театр своему брату Киётаке (также известному как Такэда Оми II).

Но наибольшего триумфа в Эдо добился Такэда Оми III в 1741 г.. Толпа буквально врывалась в театр, что привело к временному закрытию театра после трех идущих подряд дней аншлага. К 1758 г. ежедневная программа театра состояла из 27 представлений, театр открывался в 8-00  и завершал свою работу в 16-00. Однако к 1772 г. все подобные театры были закрыты.

 

ИСТОРИЯ КАРАКУРИ

Традиция каракури возникла в Японии после попадания туда заводных механизмов из Китая.

«Колесница, указывающая на юг» (2600 г. до н. э.) — этот механизм считается классическим, его работа состоит в следующем: фигура на колеснице всегда указывает на юг, в независимости от направления колесницы.

south_pointing_chariot

Устройство считается новаторским прибором китайских навигаторов, помогавшим им в исследованиях и путешествиях по пустыне Гоби. Также прибор можно было применять для определения расстояний — при каждом полном повороте колес производится характерный звук.

В «Колеснице, указывающей на юг» использовались деревянные зубчатые передачи, но в отличие от западных механизмов путем переключения, а не дифференциальным образом.

scheme_south_pointing_chariot

Некоторые из таких колесниц сохранились до наших дней и их можно увидеть в Национальном музее науки и техники, в Пекине.

Водяные часы возникли еще в древнем Вавилоне, со временем данная технология вместе с другим астрономическим оборудованием попала в Китай, а оттуда и в Японию. Согласно одному из древнейших текстов Японии, «Нихонги«, император Тэнти построил водяные часы в 671 году.

В средневековом японском сборнике рассказов «Кондзяку Моногатуари-сю«, составленном приблизительно в 1120 г., содержится более 1000 историй. Одна из них «О том, как принц Кая смастерил куклу и установил её на рисовом поле«, где речь идет о кукле-каракури использовавшейся в Киото:

«В старину жил на свете принц Кая (794-871), сын императора Канму (781-806). Он был чрезвычайно умелым мастером (не смотря на происхождение). Принц основал храм Кёгокудзи, который получал доход с рисовых полей, что находились вдоль  берегов реки Камо.

Принц смастерил куклу (около 1,2 м высотой), в виде мальчика с поднятым над головой кувшином в руках. Она была сконструирована таким образом, что при переполнении кувшина водой, она стекала на лицо мальчику. Любопытные стали приносить ковши полные воды, чтобы наполнить кувшин и посмотреть, как вода попадет на лицо кукле. Вскоре новость о диковинке распространилась и люд со всей столицы развлекался поливая куклу. Естественно, всё это время вода собиралась в полях. Когда они были полностью затоплены, принц забрал устройство, а когда поля пересохли — вернул его и люди снова затопили поля. Таким образом принцу удалось защитить рисовые поля от засухи.

Это было великолепное устройство, а принца восхваляли до небес за его изобретательность и мастерство…»

Каракури «сусися» (водяное колесо)  можно увидеть в святилище Такэда в г. Касэда, а также во время проведения Рокугацудо, летнего фестиваля в преф. Кагосиме.

Таким образом, китайские изобретения и технологии оказали огромное влияние на Японию, начиная с таких механизмов, как «Колесница, указывающая на юг». Эти устройства, а также другие технологии, принесенные  из Китая через Корейский полуостров, помогли появиться японской традиции каракури.

В наши дни каракури «принимают участие» в некоторых фестивалях, разыгрывая сценки из японской истории или мифологии (даси-каракури).

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe

или в соцсетях:

Facebook | Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+

Огромное спасибо!  \(●^ω^●)/

_____

Источники:

http://www.karakuri.info/

http://www.japan-talk.com/jt/new/karakuri

Перевод, компиляция, оформление: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru