Во времена когда не было ни фотоаппаратов, ни видеокамер, чтобы запечатлеть свои рекорды японские рыбаки придумали уникальный метод рисования, названный гётаку. Где «гё» — «рыба», а таку — «впечатление», соответственно, изобретенный прием состоял в запечатлении свежепойманной рыбы на бумаге при помощи чернил.
Сотни лет назад японские рыбаки собираясь на рыбалку брали с собой не только рыболовные снасти, но и бумагу, кисти и чернила. Поймав очередной рыбацкий рекорд, они окрашивали рыбу нетоксичными (что немаловажно) чернилами сумиё-э, после чего делали рыбный оттиск на рисовой бумаге. Затем рыба, в большинстве случаев, отмывалась и продавалась скупщикам с рынка, а некоторых счастливых рыбок даже отпускали обратно в море.
В середине XIX века один из рыбаков начал добавлять в свои «рыбные гравюры» новые детали — дорисовывать рыбий глаз и прорабатывать мелкие детали, тем самым положив началу новому направлению в искусстве — гётаку.
В конце периода Эдо искусство гётаку расцвело под патронажем феодала по имени Сакаи (преф. Ямагата). Рыбаки приносили ему свои работы, и в случае, если им удавалось впечатлить его, он нанимал их для создания оттисков собственного улова. В своем дворце он собрал богатую коллекцию гётаку, но после его смерти популярность данного искусства сильно упала.
Однако в наше время искусство гётаку получило новую жизнь, современные художники путем многочисленных проб и ошибок, выработали свои собственные стили.
Сначала они очищают и подготавливают рыбу к печати. Когда она высохнет, художник прикалывает плавники рыбины к доске и использует один из двух методов печати.
Первый метод — непосредственно на рыбу кистью наносятся чернила, после чего поверх нее кладут лист влажной рисовой бумаги, художник нажимает на бумагу и получает, таким образом, оттиск. При втором методе лист рисовой бумаги прилепляется рисовой пастой к рыбе. После чего на бумагу наносятся чернила при помощи обернутого в шелк хлопкового шарика. Отделить лист от рыбы при этом не порвав бумагу крайне сложно, поэтому большинство художников предпочитают второй способ.
В независимости от способа двух одинаковых оттисков не бывает.
Наоки, популярный художник гётаку проживающий на Гавайях (на Гавайях весьма крупная японская диаспора) использует оба метода. Также он использует несколько собственных наработок для создания цветных и ярких гётаку.
В нижеследующем видео он поясняет: «Если я просто нанесу чернила на рыбу и сделаю её оттиск, то получится одно сплошное черное пятно. Поэтому, чтобы показать детали и реальный масштаб модели, я удаляю большую часть чернил». Для своих работ Наоки использует особую рисовую бумагу мебельного класса, которая, по его словам, великолепно для этого подходит. Как только черный оттиск готов, он наносит цветные краски, чтобы рыба на картине была похожа на настоящую в воде.
Хизер Фортнер — художница гётаку, также с Гавайев, вывела это искусство на совершенно новый уровень. Она печатает несколько рыб на одном листе и добавляет детали морской флоры, что делает рисунки почти воздушными. В отличие от других художников гётаку, Фортнер не ловит рыбу, а для своих работ… собирает мертвую на берегу.
Также она, как правило, использует одну и ту же рыбу для нескольких работ, после чего «хоронит» её у себя во дворе. Она стремится показать, что рыба — это стремительно сокращающийся ресурс, поэтому она строго следит за тем, чтобы ничего не пропадало даром.
_____
Источник: http://www.odditycentral.com
Перевод: moBstr