Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


х/ф Брат якудзы (Aniki)

takeshis_brotherКриминальных драм Такэси Китано снял превеликое множество, из них я не видел даже и половины. Этот же фильм запомнился мне, прежде всего, необычным местом действия — основные события происходят в США, отлично выдержанным стилем и потрясающим атмосферным музыкальным сопровождением.

У нас в прокате фильм вышел под названием «Брат Якудзы», видимо во избежание путаницы с х/ф «Брат» Алексея Балабанова. На западе картина известна как «Brother», ну а на родине автора — «Аники». Как известно, аники — это уважительное обращение к старшему брату или старшему товарищу в Японии. Аники Ямамото зовут и героя Китано (да, он, как и всегда, в главной роли). Оригинальное название картины неоднократно обыгрывается в фильме.

Кстати, пару слов о якудзе...

Японский аналог мафии начал формироваться почти сразу после объединения страны под властью сёгуната Токугава, примерно с 1603 года. Изначально первые якудза, вышли из низов феодального общества  и работали в нескольких специализациях:

1) Тэкия (торговцы мелким товаром) – держали латки на фестивалях, где  промышляли мошенничеством, не гнушались мелкого воровства и рэкета. Тэкия работали легально, их оябунам (боссам) власти предоставляли даже некоторые преференции, например, право иметь фамилию и носить короткий меч нагавакидзаси.

2) Бакуто (игроки) – стояли по социальной лестнице еще ниже тэкия, т.к. азартные игры были вне закона. Бакуто держали подпольные игорные площадки, понятно, промышляли играми, а также выбиванием долгов из проигравших лохов. В этой же среде возник и сам термин «я-ку-дза» (яп. — «8-9-3»), обозначавшей в карточной игре Оитё-Кабу (аналоге Блек Джека) «пустую руку».

Уже тогда  власти «особо не трогали» якудза в местах их компактного проживания (увеселительные кварталы) и заработка, взамен бандиты «не высовывались» и обеспечивали некоторое подобие общественного порядка на своей территории.

yakuza_tattoo

В 30-х годах XX века под контролем якудза находилось множество баров, клубов, кинотеатров, публичных домов. Силы правопорядка смотрели на их деятельность, мягко говоря, сквозь пальцы.

Во время Второй Мировой Войны многие якудза были призваны в императорскую армию, где успели отличиться зверствами при оккупации Китая и Маньчжурии. Большинство из них впоследствии погибло.

 После войны «полезное использование» якудза властями продолжилось, их применяли для усмирений корейских и китайских общин, прессинга профсоюзов. Вроде как, банды якудза даже помогали налаживать мирный быт после особо разрушительных землетрясений, приведших к появлению мародеров.

Якудза сегодня существует полулегально, почти не таясь. Как правило, у клана имеется свой собственный офис под прикрытием подставной фирмы. Члены банд  даже официально участвуют в городских фестивалях.

Как-то отец, побывав в Японии, спросил у японца моряка, мол «отчего у вас на улицах совсем нет попрошаек и бомжей, при сравнительно небольшом доходе на  душу населения? Моряк ответил, что «якудза убирает с улиц попрошаек и бомжей, чтобы «не портили вид», для этой же цели  расставляет проституток  в строго определенных местах. Якудза следит за порядком в городах и делают они это по официальной договоренности с властями».

Численность якудза по состоянию на 2008 год полиция оценивала примерно в 84 тысячи человек. Ядро преступности в Японии составляют примерно 41 тысяча профессионалов, которые считаются «регулярными бойцами» мафии. Почти 46% из них входят в группировку «Ямагути-гуми» — крупнейшую в стране. За ней следуют преступные кланы «Сумиёси-кай» и «Инагава-кай». Эта тройка контролирует 70,5% якудза.

Кроме того, ячейки якудзы есть практически везде, где проживает японская диаспора.

Доходы современного японского уголовного мира складываются из поступлений от рэкета, азартных игр, секс-индустрии, наркотиков и оружия, финансовых махинаций. Якудза также причастны к строительному бизнесу.

Согласно принятому в Японии в 2008 г.  закону, главари группировок якудза несут личную ответственность за преступную деятельность своих подчиненных. Это позволяет привлечь к ответственности крупных боссов мафии, против которых обычно трудно собрать конкретные улики. Однако на 2013 год был зафиксирован лишь 1 иск против якудза за вымогательства.

Несмотря на то, что якудза подпитывается из маргинальных слоев населения – молодежных банд, банд байкеров босодзоку,  дискриминируемых этнических корейцев и  буракуминов (так называемая «низшая каста» японского общества, люди из кланов, традиционно занимавшихся «грязными работами» – казнями, уборкой нечистот, забое скота и д. р.) –  в современном японском обществе быть якудзой — это почти профессия, возможно не самая почетная, однако и руку поднять на них обычному человеку равносильно подписать себе смертный приговор.

На русском фильм можно найти в многолосом профессиональном дубляже, а также с озвучкой от Д. Ю. Пучкова, обе версии видел, обе понравились.

Данная картина, как и большинство других работ автора, наполнена жестокостью и насилием, также в наличии все атрибуты  жизни якудза — сходки с участием высокопоставленных представителей местной полиции в форме, традиционные татуировки, креативные убийства для устрашения, отрезание мизинцев и другое оправдательное самобичевание и даже идейный суицид.

Однако, кроме зверств и традиционного для фильмов Китано черного юмора, местами присутствует и вполне здоровый юмор.

В фильме традиционно нет ловких мастеров единоборств, нет взрывов, нет  слоу мо и компьютерных спецэффектов вообще. Тем не менее, в наличии множество эффектнейших сцен стрельбы и не только,  а также, повторюсь,  отличное атмосферное музыкальное сопровождение.

Актерская игра: На уровне, сам мастер кровавых разборок как всегда крайне органичен — непредсказуем, циничен и жесток.  Трио известных японских актеров Масао Като, Сусуму Тэрадзима и Рё Исибаси — вполне справились с ролями бандюков.

Неожиданное решение — в роли второго главного героя —  Омар Эппс, ранее засветившийся, в том числе, в х/ф «Не грози Южному централу». Роль молодого гопника Омар сыграл живо, в меру кривляясь, выгодно оттеняя угрюмого мэтра.

   omar_epps_dont_be_menace      omar_epps_aniki2

Сюжетный спойлер для затравки

После разгрома родного клана, якудза  старой формации Аники Ямамото, чтобы не дожидаться своей участи, решает уехать из страны. Т.к. податься ему в общем-то некуда, выбор падает на Лос-Анджелес, куда некоторое время назад уехал учиться его младший брат Кен. По прибытию однако выясняется, что младший братец не учится, не работает, а зависает на хате  с разношерстной афро- латино- американской шпаной.

После того, как местный барыга в воспитательных целях бьет лицо младшему брату,  Аники решает разобраться —  берет с собой шпану и на их глазах, не моргнув, стреляет обидчика. Молодежь в шоке — теперь проблемы будут точно. Такэси жутко ухмыляется: «будет война».

Далее следует описание становления новой интернациональной ячейки якудзы в США и, конечно, логичный финал «пути к успеху».

Итого: Отличный криминальный боевик и далеко не последний фильм о якудзе, ценителям жанра — рекомендую к просмотру.

__________

Автор: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru