Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Кто такие мико, девы синтоистских святилищ?

Государственными религиями Японии являются синтоизм и буддизм (прим.: строго говоря, синтоизм — это комплекс шаманистских верований, но все же). Причем именно синтоизм занимает главенствующее место в этом дуэте.

Среди многих ключевых персон, которые сохраняют в широком смысле синтоизм как религию, и, в частности, поддерживают синтоистские святилища, проводят обряды, особое место занимают так называемые девы святилища или мико.

(c) barks.jp

 

Феномен мико возник много веков назад, но до сегодняшних дней их роль и значение остаются буквально жизненно необходимыми для синтоизма, потому что они ответственны за сохранение учения и поддержание традиций.

Ниже предлагаю вашему вниманию перевод статьи, освещающей многие аспекты истории и современной роли мико.


 

Кто же такие японские девы святилища? Длинное определение.

Термин мико может означать «вспомогательную жрицу», однако также может иметь множество других значений. Слово можно перевести как «шаманка». Архаичное чтение иероглифов в слове мико может означать сочетание слов «бог» и «ребенок» или «ребенок шамана». Другие прочтения слова могут иметь такие значения как «женщина-медиум» или «предсказательница», или «та, через кого проходят духи». В прочем, в наши дни под мико в основном понимают «деву святилища» или «шаманку».

Трудно кратко описать кто такие мико исходя из их назначения в прошлом. Состояние одержимости духом и такусэн (когда мико выступала в роли медиума или выслушивала волю духов во сне) были в числе их профессиональных обязанностей при святилищах. Однако по прошествии времени мико покинули святилища, чтобы самостоятельно работать в светском обществе. И это длинная и грустная история.


 

История Микоизма

Микоизму сопутствует множество традиций. Эти ритуалы возникли еще в доисторическую эру Дзёмон. В то время считалось, что шаманки, войдя в состояние транса, могут общаться с японскими божествами (ками). Таким образом, Мико доносили слова богов до человечества. Считается, что их деятельность сравнима с ролью сибилл и пифий в Древней Греции.
В японском обществе того времени мико были незаменимыми фигурами. И, как правило, имели отношение к правящему классу. Они не только проводили различные ритуалы, но и выполняли политические функции в обществе и правительстве.
В период Нара (с 710 по 794 г.г.) и период Хэйан (с 794 по 1185 г.г.), власти пытались приостановить ритуалы мико, в частности, был наложен запрет на погружение в транс вне святилищ.
Однако в период Камакура (с 1185 по 1333 г.г.) мико были практически доведены до нищеты. Во время гражданских войн святилища и храмы нищали, а так как они были источниками пропитания мико, то для последних это превращалось в серьезнейшую проблему. Представления мико стали отходить от религиозного контекста. Это печально известное явление получило название «аруки-мико»  и подразумевало проституцию.
В период Эдо (с 1603 по 1868 г.г.) шаманистские практики мико претерпели значительные изменения.
В эпоху Мэйдзи (с 1868 по 1912 г.г.) некоторые обряды были объявлены вне закона. На официальном уровне шло обсуждение отделения синто от буддизма и народных верований, что выставило мико и их организации в дурном свете.
В 1873 году Департаментом религиозных дел был издан эдикт известный как Мико Кинданрэй, налагавший запрет на все духовные практики мико.


 

Становление мико: ритуалы и танцы

 

(c) japanallover.com

 

В прежние времена, чтобы стать мико, девочке необходимо было пройти традиционную подготовку, начинавшуюся в достаточно юном возрасте. Ей предстояло пройти очень суровую тренировку созданную специально для кутиёсэ мико. Заслуженный старший шаман, как правило, член клана, был ответственен за обучение девочки различным техникам самоконтроля в состоянии транса. Что сопровождалось такими ритуалами как регулярные очищения, омовения холодной водой.

Другие тренировки могли включать общение с богами (ками) и духами мертвых. Что достигалось погружением медиума в состояние одержимости духами. Однако достигнуть его было не просто. Использовались заклинания и танцы, песни и молитвы с различными мелодиями и интонациями. Затем подключался аккомпанемент из барабанов и трещоток.

Обязательным требованием к мико было знание имен и функций всех важных для её деревни ками. Также мико обучали особому языку, который знали только шаманы и другие мико племени. Через это девочки также постигали гадание и магические формулы.
Продолжительность обучения могла составлять от трех до семи лет, после чего девочка проходила инициацию, чтобы стать настоящей шаманкой.

На церемонии посвящения могли присутствовать только: наставник, другие шаманы и старейшины. Девушка надевала белое, напоминающее саван, платье, символизирующее окончание ее прежней жизни. Старейшины произносили заклинания, ожидая, когда ками овладеет девушкой. После чего наставник спрашивал девушку — какой ками вселился в её тело, так как он становился божеством, которому она должна будет служить.
После ответа наставник кидал рисовый пирог в лицо девушке, что должно было отправить её в бессознательное состояние. После пробуждения девушке дозволялось носить прекрасное платье окрашенное различными цветами, символизирующими её брак с ками.


 

Элементы костюма мико

Одна из вещей явно указывающая на то, является ли девушка мико или нет — это её наряд. В целом костюм мико состоит из белой робы и хакама. Белая роба называется хакуи, а ярко красная хакама известна как хибакама.

(c) matcha-jp.com

 

К этому образу во время танцев (кагура) добавляется еще один элемент. Этим аксессуаром является белая тихая, представляющая из себя свободную рубаху с длинными рукавами, которая одевается поверх обычного костюма. Данный предмет одежды особенно хорош в холодные зимние дни.

Символизм образа мико не допускает беспорядка в прическе – волосы должны быть аккуратно уложены. Чистый внешний вид – всегда главная цель наряда мико. Прическа мико проста и представляет собой низкий хвост из волос повязанных такэнага или мидзухики.

(c) wireclub.com

 

Такэнага – это лента сделанная из традиционной японской бумаги васи, а мидзухики – шнур из скрученной васи. Несмотря на стремление к простоте образа, мико могут использовать особые украшения для волос с растительным орнаментом называемые ханакандзаси

(c) yabai.com

 

и специальные диадемы канмури. Считается, что эти аксессуары, представляющие различные типы растений Японии, увеличивают духовную силу мико.

Другие вещи, которые мико использовали в своих ритуалах и танцах известны как торибуцу. Это набор из девяти особых предметов: священные вечно зеленые ветви сакаки, цуэ — палочка или посох, юми — лук со стрелами или без, хисаго – бутылка из тыквы, нуса — шест с плетеными бумажными лентами, разновидность бамбука называемая садза,

бамбуковый лес бамбука садза

 

кэняпонский меч и лоза называемая кацура (прим.: Psychotria serpens L.). Также, в зависимости от святилища и обряда, могут использоваться колокольчики судзу, фонари бон и веера оги.

Так как тело мико должно быть подходящим вместилищем для духов и божеств, есть строгие критерии, которым мико должны соответствовать. Они включают: запрет красить ногти, запрет на ношение часов, запрет на яркий макияж, запрет на ношение сережек и других аксессуаров (кроме исключений, упомянутых выше). Несмотря на все эти запреты, наряд мико выглядит привлекательно. Поэтому множество девушек используют его для косплея, где он является непроходящим трендом. Из-за контраста красного и белого цветов костюм выглядит ярко и неизменно привлекает взгляды, чего и стремятся достичь косплееры.

Скриншот из аниме «Инуяша». Помимо косплея образ мико крайне востребован в аниме/манга/японских видеоиграх.

 

Наряд не только выглядит чисто из-за белого верха, но и привлекательно благодаря красному низу.


 

Мико в наши дни

Сегодня мико больше не являются шаманками, не изучат магические формулы и не проводят ритуалы, связанные с одержимостью духами. Они все еще исполняют церемониальные танцы и предлагают предсказания омикудзи, но теперь их функции ограничиваются поддержанием святилищ и помощью жрецам. Что может подразумевать продажу сувениров в киосках при святилищах (прим.: амулетов омамори и табличек эма), помощь каннуси (прим.: верховный жрец) в синтоистских обрядах, офисную работу и уборку территории в больших святилищах.

мико святилища в Никко

 

Есть три основных типа современных мико. Первый – постоянные мико. Они считаются служащими святилища и попадаются лишь в больших святилищах, которые могут позволить себе расширить постоянный штат. Их обязанности включают в себя помощь жрецам в проведении ритуалов и исполнение танца микомаи, также известного как микокагура.

Второй тип – временные мико. Как и следует из названия, они не задерживаются в святилищах надолго. Обычно временных мико нанимают из числа студенток на определенный, но непродолжительный период времени. Как правило, это происходит в период празднования Нового года, когда в святилища приходит больше посетителей, чем обычно. Им необходимо пройти подготовку, но участие в церемониях в их обязанности не входит.

И последний по порядку, но не по значению, третий тип современных мико – юные мико. Как правило, они учатся в начальной школе. В их обязанности входит исполнение микомаи во время ежегодного фестиваля (мацури) в святилище их деревни. Подготовку к мероприятию начинают за несколько месяцев до фестиваля. А на следующий год их сменят новые исполнители.

_____

Источник: http://yabai.com

Перевод: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru