Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Настоящий и единственный афро-самурай: История Ясукэ

 

Ясукэ (1555-1590) – черный (негроидной расы) самурай, состоявший на службе у могущественного даймё Нобунаги Оды в период с 1581 по 1582 год. Имя «Ясукэ» (произносится «Яскэ») было назначено ему самим Нобунагой, впрочем, неясно, когда и по какой причине. Его настоящее имя не было записано ни в одном из известных источников, так что неизвестно, стало ли «Ясукэ» переложением его оригинального имени на японский манер, либо же было полностью придумано его господином. Ясукэ был  первым и единственным «афро-самураем».

Кстати, в 2007 г. вышел нашумевший анимэ-сериал «Афро-самурай» по одноименной манге Такаси Окадзаки под режиссурой Фуминори Кидзаки. Протагониста озвучивает, между прочим, сам Сэмуэль Л. Джексон, героиню — Люси Лью, саундтрек авторства репера RZA. Анимация картины — отличная, спутал даже с Ёсиаки Кавадзири, саундтрек, конечно, на любителей, в остальном — смотреть без слез трудно, но посмеяться можно. Сюжет: «секс, наркотики, репчик и расчлененка» (18+) в альтернативной средневековой кибер-Японии. К герою этой статьи данное произведение не имеет ни малейшего отношения.

 

Согласно труду Франсуа Солье из Общества Христа «Histoire Ecclesiastique Des Isles Et Royaumes Du Japon» (1627 г.), Ясукэ, вероятно, был родом из Португальского Мозамбика (колониальные владения Португальской империи в Восточной Африке). Однако можно усомниться в сведениях Солье, так как он писал спустя порядочное время после упомянутых событий  и нет ни одного источника способного подтвердить их.

В 2013 году в расследовании японской развлекательной телепередачи «Сэкай Фусиги Хаккэн» («Раскрытие Мировых Тайн») утверждалось, что Ясукэ был представителем проживавшей в южной части Африки народности макуа и носил имя Ясуфе. Имя, похоже, происходит от мозамбикского имени  Иссуфо. Данный выпуск, конечно, не был профессиональным журналистским расследованием, в нем было приведено мало фактов и макуа сравнительно мирно сосуществовали с португальцами находившимися в Мозамбике вплоть до 1585 г. Вдобавок, макуа были не воинственным племенем, а земледельцами, в отличие от Ясукэ выбившегося в самураи. Он мог происходить из народности яо, или одного из других воинственных племен, проживавших во внутреннем Мозамбике. В этот период португальцы как раз впервые столкнулись с племенем яо. Возможно, что «Ясукэ» происходит от прибавления к названию племени распространенного японского суффикса для мужских имен — «сукэ» (Яо-сукэ).

Есть также другая теория, согласно которой Ясукэ происходит из эфиопского племени хабси. Исследователь Томас Локери (Lockery Thomas) считал данную теорию наиболее убедительной. Португальцы называли Ясукэ, также как и представителей хабси – «кафре», подразумевая хорошо сложенных и умелых воинов, в отличие от других представителей восточноафриканских племен страдающих от голода. Соответственно, согласно данной теории, настоящим именем Ясукэ было эфиопское Йисаке или португальское Исак (от Исаак), Ясуфе также является эфиопской фамилией.


В ЯПОНИИ

Ясукэ прибыл в Японию в 1579 г. В качестве слуги итальянского священника-иезуита Алессандро Валиньяно (Alessandro Valignano), назначенного инспектором иезуитских миссий в Индиях, то есть, в Восточной Африке, Южной и Восточной Азии.

Алессандро Валиньяно в формате бюста

 

Киаран Хайндс в роли Алессандро Валиньяно в х/ф фильме М. Скорсезе «Молчание»

 

Он сопровождал Валиньяно во время его визита в столицу в марте 1581 г. и, можно сказать, произвел фурор. В ходе одного из инцидентов  несколько человек были задавлены насмерть пытаясь увидеть Ясукэ, иезуиты даже боялись, что здание церкви не устоит. Нобунага, остановившийся в храме неподалеку, услышал шум и захотел увидеть Ясукэ.

Нобунага Ода из цикла видеоигр компании KOEI

 

Подозревая, что черный цвет кожи Ясукэ на самом деле чернила, Нобунага заставил его раздеться до пояса и тереть свою (Ясукэ) кожу. Эти события описаны в письме 1581 г. иезуита Луиса Фройза к Лоренсо Мексиа и в Ежегодном докладе о иезуитской миссии от 1582 г., тоже за авторством Луиса Фройза. 

Луис Фройз, также по версии KOEI

 

А также изданы в труде Cartas que os padres e irmãos da Companhia de Jesus escreverão dos reynos de Japão e China II (1598 г.). Убедившись, что Ясукэ на самом деле негр, Нобунага, похоже, проявил к нему интерес и в какой то момент, хотя и не ясно – когда именно, Ясукэ был подарен Нобунаге (японские источники отмечают, что он был подарен, в то время как европейские не упоминают об этом), попав к нему на службу.

Хроники господина (прим.: Нобунаги) (Синтё Коки) подтверждают сведения Фройза и описывают встречу даймё с Ясукэ следующим образом:

«23 дня второго месяца (прим.: 23.03.1581) черный слуга (куро-бодзу) пришел с христианских стран. Он хорошо выглядел, был здоров и учтиво вел себя».

Более того, Нобунага отметил физическую силу Ясукэ, которая, по его словам, была равна силе 10 обычных людей.  Также племянник Нобунаги сразу выдал Ясукэ некоторую сумму денег.

В мае Ясукэ отправился вместе с Нобунагой в его замок в Адзути где, согласно распространенным слухам, был произведен в самураи.

После Битвы при Тэнмокудзан (прим.: последняя попытка клана Такэда противостоять объединенным силам Нобунаги Оды и Токугавы Иэясу) Нобунага повел свои войска в бывшие владения клана Такэда. На обратном пути Ода встретил Токугаву вместе с его вассалом Мацудайра Иэтадой. Иэтада оставил следующее описание Ясукэ:

«Высотой 6 сяку и 2 сун (188 см), черен, кожа как уголь».

Если данное описание правдиво, Ясукэ был настоящим исполином для японцев того времени, даже для сравнительно высокого Нобунаги. Мацудайра также записал имя черного самурая – Ясукэ.

Похоже, что Ясукэ достаточно хорошо овладел японским языком (возможно, это заслуга Валиньяно, стремившегося как можно лучше адаптировать своих миссионеров к местной культуре), поскольку известно, что Нобунаге понравилось беседовать с Ясукэ (так как неизвестно что Ода знал португальский, а Ясукэ вряд ли владел классическим китайским, восточным лингва франка того времени).

Также, судя по всему, Ясукэ сумел втереться в доверие к Нобунаге и был, возможно, единственным воином не-японского происхождения в его свите, что, вероятно, и было причиной его «стремительного карьерного взлета».

Ясукэ упомянут в  прототипе Синтёкоки из Сонкэйкаку Бунко (архива клана Маэда). Где написано:

«Черному человеку по имени Ясукэ, Нобунагой было даровано поместье и короткая церемониальная катана, также он был назначен оруженосцем Оды».

В июне 1582 г. Нобунага, атакованный войсками Акэти Мицухидэ, был вынужден совершить сэппуку в храме Хонно-дзи в Киото.

Укиё-э работы Ёситоси 1864 г., иллюстрация к Инциденту в Хонно-дзи — Нобунага рукой останавливает вражеское копьё, его вассал Ранмару Мори с кровоточащими ногами спешит ему на помощь

 

Ясукэ участвовал в данном сражении. Сразу после смерти своего господина он отправился на встречу с наследником Оды – Нобутадой Одой, пытавшимся собрать войска отца у замка Нидзё.

Ясукэ долгое время сражался на стороне Нобутады, но в конце концов сдался в плен людям Акэти. Мицухидэ самолично решил его судьбу, сказав, что:

  «Черный человек —  неразумный зверь, не ведавший что творит и более того, не японец, поэтому его следует казнить в нанбан-дэра (лит. — «храм южных варваров», подразумевалась иезуитская церковь)».

Считается, что Акэти таким образом сжалился над Ясукэ (переложив ответственность за его жизнь на иезуитов). В Японии того времени люди с черным цветом кожи не подвергались дискриминации, их даже, в некоторой степени, почитали – Будда в некоторых японских храмах был изображен темнокожим. Возможно, Акэти также не хотел «обижать» иезуитов, в любом случае, они приняли это решение с благодарностью.

Мицухидэ Акэти, по версии KOEI

 

С этого момента какие-либо дальнейшие упоминания о судьбе Ясукэ отсутствуют, что же с ним стало в дальнейшем неизвестно. Тем не менее, Фройз в своей Истории Японии упоминает негра стрелка на службе у Арима Харинобу в 1584 г., однако речь, скорее всего, идет о другом человеке, так как в данный период  встречаются многочисленные упоминания чернокожих людей бывших слугами или наемниками у европейцев и японцев.


В ПОП-КУЛЬТУРЕ

Ясукэ – герой детской историко-фантастической новеллы «Куро-сукэ» (1968 г.), написанной  Ёсио Курусу (1916–2001) с иллюстрациями Гэндзиро Миноды.

В произведении приведена сильно приукрашенная и проникнутая глубокой симпатией версия жизни Ясукэ на службе у Нобунаги Оды. В 1968 г. книга получила приз Японкой Ассоциации Детских Писателей. Также Ясукэ появлялся в многочисленных фильмах и сериалах о Нобунаге.

Ясукэ – один из персонажей нашумевшей самурайской видеоигры Nioh производства Koei-Tecmo,

вышедшей в начале этого года. Его можно вызвать на дуэль, а также его персонаж является одним из внутриигровых скинов.  По сценарию он является телохранителем главного злодея с единственной мотивацией — вернуть к жизни своего господина Нобунагу Оду.

Также в марте текущего года студией Lionsgate Films и Майклом Дэ Лукой (Michael De Luca) была анонсирована работа над фильмом о Ясукэ по сценарию Грегори Вайдена (Gregory Widen).


Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe или в соцсетях: Facebook | Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+ | LiveJournal | Огромное спасибо!

\(●^ω^●)/

_____

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Yasuke

Перевод, оформление: moBstr

 



Comments are closed.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru