Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Миямото Мусаси

musashi statue ohara
Памятник Миямото Мусаси в Охаре

«Нет ничего за пределами тебя, что может когда-либо позволить тебе стать лучше, сильнее, богаче, быстрее или умнее. Все находится внутри. Все существует. Не стремись ни к чему вне себя.» (Миямото Мусаси)

Великий фехтовальщик и аскет, учитель и философ, талантливый художник, резчик по дереву и ковщик  — Миямото Мусаси — один из немногих людей оказавших колоссальное влияние на развитие искусства владения японским мечом.

Участие в битве при Сэкигахаре на стороне потерпевшей поражение армии, использование подручных предметов вместо меча, абсолютная непобедимость… — многие события его жизни стали легендой, в которой трудно отличить правду от вымысла. Тут же я приведу мой перевод  с английского  небольшой биографической статьи (экземпляр оригинала тут), сдобренный фотографиями отсюда и отсюда.

Миямото Мусаси был рожден в 12-ом году эры Тэнсё (1584г.) в деревне Миямото (Охара), что в округе Ёсино провинции Мимасака.

Его дед, Хирата Сёгэн происходил из знатного рода старой области Харима. Отец Мусаси, Мунисай и его дед – оба служили семье Синмэн, что правила провинцией Мимасака из  замка Такаяма, были защитниками и  тренерами войск семьи. Мать Мусаси, Омаса, умерла вскоре после его рождения. Он воспитывался мачехой Ёсико как родной сын. Однако, когда Мусаси был еще очень молод, его отец развелся с Ёсико и она вернулась к своей семье.

Войска семьи Синмэн прошли через множество битв, известно, что Мунисай слыл особенно сильным воином. Мунисай был очень суровым отцом, и воспитывал Мусаси в  огромной строгости. Из-за постоянных трений с отцом он был очень одинок и несчастлив в юности.

Однако, повзрослев  Мусаси не был сломлен строгостью отца, к тому же у него проявились  немалые способности к боевым искусствам. Мусаси решил  прославить свое имя, а также место, где был рожден, он стал называть себя Миямото Мусаси.

В  Охаре имеется множество исторических мест. Рядом с большим деревом гинкго есть камень с гравировкой, отмечающий место где был рожден Мусаси. Этот камень был гравирован Хосокавой Морисигэ, феодалом-правителем Кумамото. За камнем находится краткая биография, описывающая жизнь Мусаси, с рождения. Рядом с камнем находится место где родился Мусаси.  В 1942г. оно было сожжено пожаром, но большое здание, находящееся неподалеку, не пострадало. В нем находилось множество предметов принадлежавших Мусаси.

Когда старшая сестра Мусаси Огин вышла замуж, она переселилась в дом Хирао. Этот дом – самый старый дом с соломенной  крышей в Охаре. В саду у дома есть деревья Тараё  и Уцуги, которым уже несколько сотен лет, они напоминают о тех, давно-минувших днях.

sistersh
Дом Огин

Среди других достопримечательностей города: Святилище Арамаки (в наши дни святилище называется Саномо), где Мусаси наблюдал движения барабанщиков, что вдохновили его на создание Нитэн Ити-рю — стиля фехтования «Двух Небес» —  с двумя мечами (коротким в левой руке и длинным в правой); а также святилище Мусаси, посвященное его мастерству меча. Три памятника (додзё Мусаси, Горинбо, музей) было построено горожанами, как попытка выразить его философию. В  деревне Миямото по сей день сохраняется «образ» Мусаси, вернее, некоторая его часть.

sanct
Святилище Мусаси

Когда Мусаси был юн, процветало множество стилей и тактик боя. В возрасте 13-ти лет Мусаси бился с опытным воином Арима Кихэем, практиковавшим стиль Синто-рю, и убил его одним лишь деревянным шестом.  После этого боя Мусаси покинул свой родной город и отправился путешествовать. Он побывал во многих районах страны, совершенствуя свою технику меча. Когда ему было 29, он сразился с Сасаки Кодзиро, на острове Ганрюдзима, что близ Кюсю (самая известная дуэль Мусаси, где он использовал подобие боккэна (тренировочного деревянного меча) свежевырезанное из лодочного весла).

Всего за свою жизнь Мусаси бился более чем на 60-ти дуэлях и не потерпел ни одного поражения. Обычно он рисковал своей жизнью, не задумываясь о возможности смерти.

Мусаси был не менее талантлив в искусстве, чем в мастерстве владения мечом. В поздние годы жизни он создал множество скульптур и рисунков, что сохранились до наших дней. С той же самоотдачей, с какой он постигал секреты мастерства владения мечом, он создавал свои произведения, в частности: рисунки травы, деревьев, и птиц (например, «Ро ган-дзу»), наполненные душевной энергией творца, они, даже на первый взгляд, словно-бы излучают «тепло». Прижизненные произведения искусства мастера, в которых нашел свое отражение его спокойный разум, дают нам возможность попытаться понять его душу, сердце, и разум, достигнуть глубин его души, выраженных в его работах.

Ро ган-дзу (левая часть) «Дикие гуси среди тростников»


Ро ган-дзу (правая часть)

Мусаси долгое время странствовал, и когда ему было за 50, он воспользовался патронажем Хосокавы Тадатоси, феодала-правителя Кумамото. Как фехтовальщик-гость, он получил возможность мирно жить в Кумамото. Мусаси  удалось увековечить свое имя, заточив себя в пещере (он жил отшельником в пещере Рэигандо), где он написал свой знаменитый труд – «Книгу Пяти Колец» (философский трактат и своеобразный учебник кэндо, в котором впервые  систематизировал общие принципы искусства владения японским мечом).

Пещера Рэйгандо — временное пристанище Мусаси

Люди говорят, что вид из пещеры Рэигандо напоминает вид на горный проход Камасака.

Миямото Мусаси умер на Кумамото, так и не вернувшись в свой родной город. После смерти Мусаси, его останки были перевезены обратно в Охару и захоронены неподалеку от могилы его родителей.

__________

Перевод и оформление: moBstr

Более подробно о жизни Миямото Мусаси: http://kalatckoe.ru/masters_musashi.html



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru