Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Другой взгляд на айнов: выставка «Исурэцудзо, образы Эдзо: Рисуя людей, вещи и мир»

Мой перевод статьи «Потертые края современной Японии» («The frayed edges of modern Japan«) электронной версии старейшей англоязычной газеты Японии The Japan Times:

ishuretsuzo
Две картины Хакё Какидзаки, 1790 г.. Слева — Симоти, вождь айнов из Аккэси (посёлок), справа — Цукиноэ, вождь айнов с Кунашира (рус.)

 

Икотой, вождь айнов из Аккэси (Хакё Какидзаки, 1970 г.
Икотой, вождь айнов из Аккэси (Хакё Какидзаки, 1790 г.

 

В период Эдо (1603-1868) и последующие годы Япония приложила серьёзные усилия для того, чтобы превратить мешанину из разрозненных феодальных княжеств в единое хорошо централизованное государство с общей культурой. Вследствие чего, японская нация сегодня — одна из наиболее гомогенных (этнически однородных) в мире. Но и сейчас в Японии остаётся несколько мест, где упомянутая однородность начала слабеть.

Одно из них — Окинава, жители которой обладают несколько иной, отличной от остальных японцев, идентичностью, а также, Хоккайдо, где всё еще можно найти следы коренных жителей этих мест, народа Айну (рус. — «айны«), и их культуры. Акцентирование этнических отличий этих регионов может быть проблематичным и привести к сепаратизму, но и полное их игнорирование — так же не является выходом, поэтому властям ничего не остается, кроме как прилагать острожные усилия в первом направлении. Выставка «Исурэцудзо, образы Эдзо: Рисуя людей, вещи и мир» в Национальном музее японской истории, также запланированная к показу с 25 февраля  в Национальном музее этнологии в Осаке,  должна рассматриваться в призме этой работы.

Примечательно, что выставка сфокусирована не на культурных различиях айнов и японцев, но на их симбиотическом сосуществовании и даже временных военных союзах.

Тематика экспозиции выстроена вокруг Исурэцудзо, серии портретов вождей Айну, работы Хакё Какидзаки (1764-1826), самурая бывшего вассалом клана Мацумаэ, занимавшего южную часть Хоккайдо с целью защиты границы.

Изначально было 12 портретов, нарисованных в 1790 г. На них были изображены высокопоставленные айны — союзники клана, причем, на одном — женщина, выдающая себя отсутствием длинной бороды и татуированными губами.

Ainu Women in Asahikawa
Женщины айнов (Асахикава)

 

Традиционное женское тату айнов в наши дни
Традиционное женское тату айнов в наши дни

 

Эти, на удивление искусные работы, были созданы после Менаси-Кунаширского восстания (рус.) 1789 г., когда айны, нападавшие на японских торговцев и колонистов, были усмирены кланом Мацумаэ при поддержке лояльных айнов.

Место нахождения картин оставалось неизвестным до 1984 г., когда 11 работ были «обнаружены» в Безансонском музее прекрасных искусств и археологии в восточной Франции.

matsumae-castle
Замок Мацумаэ

11 картин выставляются вместе с украшениями и вещами, некоторые из которых были на них изображены; а также вместе со старыми картами и пейзажами Эдзо (так называли Хоккайдо в то время). Самый впечатляющий экспонат выставки — это огромная ширма 1741 г., на которой с высокою степенью детализации нарисован посёлок Мацумаэ, «штаб-квартира» одноименного клана. Среди маленьких фигурок можно разглядеть  группу айнов, посещающих город.

matsumae-town-map

Глядя на эту картину, кажется, становится ясно, что работы Какидзаки и детали Менаси-Кунаширского восстания, свидетельствуют о том, что японцы и айны часто контактировали и занимали различные, но соседствующие экономические ниши. Айны в основном занимались охотой и добычей пушнины — на выставке представлен огромный ковер, сшитый из шкур каланов; в то время как японцы были торговцами и фермерами.

Период Эдо — время, когда Япония была закрыта для остального мира, за одним лишь исключением — строго контролируемой торговли с иностранцами в Нагасаки. Но удалённость Эдзо от столицы и приграничное положение, похоже, оказывали послабляющий эффект на торговлю, превращая Хоккайдо в своеобразный черный ход в Японию. Это нашло свое отражение в картинах Какидзаки, где вожди айнов изображаются одетыми в диковинную смесь из китайской, японской, и, даже, европейской одежды. Прямо как если бы Эдзо был более холодной версией Татуина, анархической планеты из Звездных Войн, где наиболее могущественные вожди айнов были бы особенно яркими персонажами.

Несмотря на возникавшие время от времени трения, такие как Менаси-Кунаширское восстание, наличие взаимных выгод для японцев айнов было хорошей причиной ужиться друг с другом.

Айны, Сахалин, 1902
Айны, Сахалин, 1902 г.

 

Айны, 1962 г.
Айны, 1962 г.

 

Можно рассматривать работы Какидзаки как примеры этнографического искусства и изображения «чуждого» японцам. Обращает на себя внимание очевидный шарм, с которым он изобразил волосатость героев своих произведений, а также их напыщенность и эклектическое чувство стиля. Но для более справедливой оценки необходимо обратить внимание на преобладание реализма в произведениях художника, почти отсутствия в них этнических преувеличений и экзотизма. Это работы человека не понаслышке знакомого с жизнью айнов. Не смотря на то, что картины Какидзаки представляют собой японо-центрическое виденье айнов, они, тем не менее, оригинальны, исполнены чувств и передают симпатию автора.

Помимо выставки Исурэцудзо в Национальном музее японской истории есть на что посмотреть.

nmojh_1  nmojh_2

В других галереях освещаются различные аспекты японской истории и современности, включая экспозицию, посвященную современной культуре айнов.

Национальный музей японской истории расположен за стенами замка г.Сакура (преф. Тиба), в часе езды на поезде от центра Токио. На территории замка также находятся несколько других музеев, включая Мемориальный музей искусств Кавамуры, что гарантирует интересную прогулку.

ИНФОРМАЦИЯ:

Выставка «Исурэцудзо, образы Эдзо: Рисуя людей, вещи и мир» в Национальном музее японской истории проводится до 7 февраля;  часы посещения: с 9:30  до 16:30; выходные дни: 1 февраля и по понедельникам; цена билета: 420 йэн.

Адрес: 117 Дзёнай-тё, Сакура-си, Тиба (117 Jonai-cho, Sakur-shi, Chiba)

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe

или в соцсетях:

Facebook

Twitter

Мой мир

ВКонтакте

Одноклассники

Google+

Огромное спасибо!  \(●^ω^●)/

_____

Источник: http://www.japantimes.co.jp/culture/2016/01/19/arts/frayed-edges-modern-japan/#.VqJO-vmLS01

Перевод: moBstr



Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru