Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии

Expandmenu Shrunk


Кто такие «монахи пустоты»?

Знакомые с японской историей или культурой, уже, возможно, видели ту или иную версию комусо, или «жреца ничтО». Легко узнаваемые (и в то же время совершенно неопознаваемые) благодаря носимым ими на голове плетеным корзинам и выступающим из под них длинным флейтам, эти буддийские монахи уникальны по целому ряду очевидных причин. Но самой главной их особенностью, главным их наследием, являются их отстраненные, почти потусторонние мелодии для медитации.

Комусо, или как их иногда называют, «монахи пустоты» приобрели известность примерно в 17 веке, сформировав новый класс странствующих монахов из дзэн-буддистской секты Фукэ.  Они стали узнаваемыми благодаря длинным бамбуковым флейтам сякухати.

В свои ряды комусо принимали лишь бывших самураев да ронинов (самурай оставшийся без сюзерена), а сякухати использовали в качестве религиозного инструмента для погружения в медитацию, в отличие от адептов других сект, для этой цели декламировавших мантры или медитировавших в тишине. Монахи секты Фукэ играли на флейтах композиции известные как хонкёку, для того, чтобы сфокусировать свой разум на достижении просветления, которое они называли суйдзэн или «духовой дзэн».

В соответствии с уставом секты, на сякухати разрешалось играть только для медитации или для сбора подаяний, причем, играть с аккомпанементом каких-либо других инструментов запрещалось, для того, чтобы слушатель сосредотачивался лишь на звуке флейты. Также комусо взяли на вооружение отличительные головные уборы, тэнгаи (или тэнгуи), похожие на высокие плетеные корзины с прорезью для обзора.

Слева — тэнгаи, справа — головной убор ронина

 

Сценка: встреча ронина и комусо

 

Ношение тэнгаи традиционно символизирует отказ от собственного эго или даже самоотречение, впрочем, такие маски помогали также скрыть личность носителя. Многие из комусо были ронинами или самураями желавшими начать новую жизнь, а тэнгаи предоставляли им необходимую для этого анонимность.

С момента образования секты Фукэ в 1700-х годах получили особые привилегии от властей. В начале 17 века сёгун Токугава Иэясу (предположительно) издал указ, позволяющий монахам комусо беспрепятственно путешествовать по феодальной Японии, в то время как пересечение границ областей, находившихся под властью различных кланов могло вызывать большие трудности.

Карта феодальной Японии периода конца XVI века

 

Не смотря на то, что указ, скорее всего, был чисто символическим, он почитался и даже дополнялся на протяжении многих лет. Одно из дополнений даровало комусо эксклюзивное право использования сякухати, что превратило флейту в своеобразный паспорт или символ статуса секты. В начале 18 века некоторые монахи начали обучать игре на сякухати, так сказать, мирян, естественно, за плату. Данная практика позволила появиться новым светским стилям музыки сякухати.

Анонимность и свобода, которые предоставляло ношение тэнгаи привели к тому, что в образе комусо по стране начали перемещаться разномастные преступники и шпионы (длинная флейта к тому же служила прекрасной дубинкой). Это, в свою очередь, привело к тому, что общество стало с подозрением относиться к любому носителю плетеной маски. Некоторые города даже  и вовсе перестали пускать любых странствующих артистов.

К моменту когда буддизм в Японии попал в опалу в 1870-х годах число монахов комусо изрядно сократилось, а после объявления секты Фукэ вне закона игра на сякухати стала исключительно светским занятием. Тем не менее, музыкальная традиция комусо сохранилась и по сей день, благодаря реконструкторам и проводимым представлениям сякухати.

Дайскэ Каминага из отличной японской фолк-рок группы Wagakki Band играет на сякухати

 

Большинство оригинальных композиций сохранились до наших дней стараниями монаха комусо по имени Кинко Куросава, сочинившего и собравшего 36 хонкёку в начале 18 века. Эти композиции легли в основу представления известного как Кинко Рю, воссоздающего игру на сякухати Периода Комусо. До наших дней сохранились даже несколько техник игры на сякухати.

То тут, то там образ комусо неизменно всплывает в японской поп-культуре, будь то аниме, фильмы, или видеоигры.

Комусо из замечательной видеоигры Okami, основанной на японском фольклоре (Nintendo Wii, Playstation 2/3/4, XboxOne, PC)

 

Несмотря на незабываемый имидж монахов пустоты, не он, а флейта сякухати действительно достойна памяти последующих поколений.

Вот и конец статьи, вернее её перевода. Кстати говоря, в отличии от упомянутой видеоигры Okami, где аватар Аматэрасу в образе волка мог вполне себе спокойно поговорить со встречным комусо, реальный диалог с комусо, как поясняет Википедия, должен был учитывать следующие особенности: помимо прочего монахам запрещалось много разговаривать — на вопрос  о пути своего следования они могли ответить лишь: «Повсюду и нигде», назвать только свой храм и монашеское имя, на все другие вопросы они должны были отступить на несколько шагов назад и сказать: «Что можно спросить у того, кто состоит из пустоты обернутой телом и носит сякухати бесконечной пустоты».

_____

Если данная статья была Вам интересна, пожалуйста, вступайте в нашу группу на Subscribe или в соцсетях: Facebook | Twitter | Мой мир | ВКонтакте | Одноклассники | Google+ | LiveJournal | Огромное спасибо!

\(●^ω^●)/

_____

Источник: www.atlasobscura.com

Перевод: moBstr

 



Comments are closed.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru